GR («джиар») – government relations, отношения с государственными структурами. Определение отражает суть понятия: GR – это взаимодействие бизнеса и власти. Как правило, активным инициатором этих отношений выступает бизнес. У бизнеса есть некоторый интерес, который он пытается реализовать при помощи взаимодействий, в которых находится с властью по тем или иным причинам. Лоббизм – это чуть более узкая вещь, потому что лоббизм предполагает достижение результата. GR же – довольно широкое понятие, потому что в GR входит, например, просто нетрадиционное взаимодействие между компанией и теми или иными регуляторами. Иногда это взаимодействие вовсе не предполагает каких-то конкретных действий со стороны компании или со стороны государственной власти.

Лоббизм – это подсистема GR, целью которой является достижение конкретного результата по тому или иному вопросу, который волнует бизнес. Известно, что в разных странах разное регулирование этой деятельности, но все мы знаем, что главное, или, точнее, законодательное регулирование, было положено в США в середине прошлого века, и там все регулируется достаточно жестким законом. В Великобритании нет какого-то одного закона, законов много, но они достаточно точно определяют, что можно, а что нельзя делать в сфере лоббирования.

Что касается России, то у нас закона о лоббизме нет, хотя периодически эту идею пытаются реанимировать и продвинуть. Но у нас есть достаточно много либеральных законов, которые так или иначе эту деятельность регулируют: у нас есть закон о государственной службе, где права и обязанности госслужащего определены, что в серьезной степени относится к взаимодействию бизнеса и власти. Что касается перспективы принятия закона о лоббизме в РФ, то я достаточно долго этим занимаюсь, без малого 10 лет, и постоянно идут разговоры. Но пока никто этот закон не подписал, не внес, и думаю, что долго еще его не будет.

Кто является инициатором в отношениях между бизнесом и властью?

Надо понимать, что лоббизмом и GR в классическом понимании занимаются крупные компании, крупные финансово-промышленные группы, потому что это требует существенных и интеллектуальных, и материальных, и инвестиционных ресурсов. Мелкие и средние компании вряд ли могут себе это позволить, ну и, собственно говоря, интересы по возведению правового поля, нормативных актов перед такими компаниями, как правило, не стоят, а если и стоят, то они не могут их реализовать. Поэтому лоббизмом занимаются компании, системообразующие на рынке.

Все действия происходят в конкурентной среде, потому что сам бизнес представляет собой конкурентную среду. В этом смысле тем, кто занимается GR, нужно понимать некоторые, может быть, банальные, но от этого не менее важные вещи. А именно то, что в бизнесе на самом деле нет друзей и врагов: обычно интересы либо не совпадают, либо совпадают. Если мы вчера с кем-то сотрудничали по какому-то проекту, мы имели общее дело, а когда интересы поменялись, мы можем стать противниками. Среда сторонников и противников формируется исходя из задач, исходя из конкуренции. Как правило, все стараются получить конкурентное преимущество в той или иной сфере и в зависимости от этого формируют своих партнеров, а противники формируются тоже на естественном уровне, исходя из этой ситуации.

Еще одна важная вещь. Мы занимаемся большими проектами прежде всего, конечно, в интересах «Альфа-Банка» и «Альфа-Групп». В силу того что мы всегда инициируем некоторые тренды на рынке, тренды перспективные, важные – то, что мы продвигаем, как правило, соответствует интересам рынка, интересам бизнеса. Поэтому мы считаем, что то, что мы делаем, делается не только для банка (хотя в первую очередь, конечно, для него), но и в принципе для развития экономики, рынка и бизнеса.

Чем занимается GR-подразделение?

Есть четыре крупных тематических блока.

Первое: очевидно, что нужно всегда развивать отношения с теми органами государственной власти, которые являются регуляторами той сферы деятельности, которой вы занимаетесь. У нас банковская деятельность – и именно в этой группе мы ищем своих партнеров, оппонентов и стараемся с ними выстраивать отношения. Эти отношения носят, как правило, долгосрочный характер. Это очень непростая работа, потому что это связано с личностным восприятием друг друга конкретного чиновника и конкретного представителя банка, когда они общаются по тем или иным вопросам. Личные отношения очень важны, если этих отношений нет, достаточно сложно объяснять что-то, продвигать свою позицию. Это один блок.

Второй блок связан с решением стратегических, а иногда тактических задач для развития бизнеса через создание определенных условий. Эти условия создаются с помощью законодательной базы, федеральных законов и нормативно-правовых актов. Надо помнить, что в банковском бизнесе есть очень большое подзаконное регуляторное поле, оно связано подзаконными актами ЦБ РФ, которые принимаются в большом количестве и которые очень сильно влияют, сильнее иногда, чем некоторые федеральные законы.

Третий блок – это снятие рисков в текущей деятельности. Федеральная или государственная власть принимает те или иные подзаконные акты или федеральные законы, которые могут существенно ухудшать текущую деятельность бизнеса, и для того, чтобы такого не происходило, желательно на ранней стадии об этом знать. Для этого нужно проводить мониторинг законодательного нормативно-правового поля.

Ну и, наконец, есть текущие задачи деятельности компании, это так называемое создание комфортной среды, когда поступают различные запросы, обращения, указания, проверки и так далее. Этим тоже совместно с конкретными бизнес-блоками занимается GR-подразделение, которое взаимодействует с теми или иными регуляторами для того, чтобы эта среда была комфортной для компании.

Что еще важно. Есть внешняя среда, но есть среда и внутренняя. Это среда внутри банка. Надо понимать, что GR-подразделение относится к подразделениям, обеспечивающим деятельность банка. То есть это не бизнес-подразделение, и свои задачи оно строит только во взаимодействии с внутренними структурными подразделениями, с топ-менеджментом банка и с акционерами. Все ключевые вещи определяются акционерами компаниями, и они задают некий тренд: чем нужно заниматься, а чем не нужно.

Каковы функции GR?

Функции GR – это участие в разработке проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, получение различных разрешений, согласований и так далее. Есть целый блок, который связан с инициированными банком проектами, которые делаются в интересах бизнеса, это тоже отдельная задача GR.

Есть и еще одно направление, оно связано с тем, что я говорил про сторонников и противников. Вообще говоря, GR-подразделение всегда старается действовать не только самостоятельно, но и используя различные профессиональные объединения, профессиональные организации. Для банковской сферы они известны, есть Ассоциация российских банков, есть Национальный платежный совет, есть Российский союз промышленных предпринимателей – в этих организациях можно пытаться представлять свои интересы. Участие в этих профессиональных структурах – исключительно важная история. Во-первых, ты заручаешься, если тебе это удается, поддержкой профессионального сообщества по какому-то вопросу. Во-вторых, бывает очень правильно и удобно некие инициативы продвигать не персонально, конкретной компанией, а от рынка.

Проектов федеральных законов, которые находятся на разной стадии реализации, на сегодняшний день – 15. Все в основном носят системный характер. Часть их инициирована банковским сообществом и «Альфа-Банком» в том числе, часть инициирована правительством РФ. Вносить какие-то уточнения нам кажется правильным. Это изменения в Гражданском кодексе, в банковской деятельности, в законе «О национальной платежной системе», в законе «О правительственной легализации доходов, полученных преступным путем» и так далее. Есть такой же большой список подзаконных актов.

Основные тенденции в сфере GR

Последняя тенденция длится с 2008–2009 года. Когда был в разгаре экономический кризис, Банк России озаботился усилением официального надзора, предупредительного надзора, ужесточением норм, связанных с резервированием при кредитовании реального сектора экономики, и по этому поводу выпускает достаточно большое количество подзаконных актов, которые сильно влияют на деятельность всей банковской системы. Это делается в рамках того, что РФ подписала некие соглашения в рамках G20, и этим приходится достаточно серьезно заниматься.

Это одна тенденция, а вторая – у нас года два назад тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев озаботился проблемой защиты заемщиков, вкладчиков, ему показалось справедливым, что надо заемщиков и вкладчиков защищать сильнее, чем банки. Меня всегда это удивляет, банк на самом деле – ровно те же граждане РФ, которые с одной стороны заемщики, а с другой – вкладчики. Когда вы делаете упор на защиту заемщиков, вы вольно или невольно зажимаете вкладчиков, эту вещь не всегда понимают.

Когда ты строишь план работы GR на год, то всегда должен делать допуск, что в какой-то момент будут приняты решения, которыми придется серьезно заниматься в режиме цейтнота, что тоже создает определенные сложности в работе. Например, в США принимают некий «Пакт о налогообложении иностранных агентов», и оказывается, что российские банки могут остаться один на один с США. Этим тоже приходится заниматься, потому что, несмотря на то, что правительство РФ эту историю знает и понимает, важно прилагать определенные усилия для того, чтобы она решалась в том виде, который бизнесу кажется правильным.

Реализация GR-проекта

Несколько слов о ключевых аспектах реализации любого проекта. Если говорить о стимулировании безналичных расчетов, то есть определенный проект на эту тему, вообще задача очень важная, она макроэкономического свойства, строго говоря. Объем наличного денежного оборота составляет 25% от всего, в ЕС это 7%, в США – 9%. Когда мы приступаем к какому-то проекту, цель – это прежде всего интересы бизнеса, интересы конкретного банка. У нас интерес связан с тем, что если мы каким-то образом попытаемся ограничить наличный денежный оборот, очевидно, что определенная часть средств уйдет на безналичный расчет, соответственно, деньги будут в банке, и банки получат дополнительную денежную массу.

Когда такая цель появляется, нужно понимать, как ее позиционировать. Если мы придем и скажем, что хотим, чтобы больше денег пришло в банк, то никто нас слушать не будет. Поэтому нужно искать положительные моменты, которые имеют характер не узкий, а в какой-то степени социальный, важны для всей экономики. Стимулирование безналичных расчетов, снижение доли наличных денежных средств в общей денежной массе, повышение эффективности экономики, снятие барьеров модернизации, снижение криминогенности платежей за дорогостоящие покупки, усиление борьбы за уплату налогов, повышение эффективности российской платежной системы, и т.д. Когда вы сформулировали цели и задачи, а формулировка важна для любого проекта, вы делаете анализ нормативной базы: чего не хватает, что мешает, как реализовать то, чего вы хотите.

Если говорить именно об этом проекте, есть много предложений, но одно ключевое – его суть заключается в том, чтобы ограничить приобретение товаров физическими лицами наличными деньгами на сумму до 600 тысяч рублей. Это требует изменения Гражданского кодекса РФ, в частности, статьи № 961. Дальше необходимо вынести во внешнюю среду основные преимущества и недостатки того проекта, который вы пытаетесь реализовать. Дальше надо выявить центр принятия решений, то есть вы должны для себя определить, кто из федеральных органов государственной власти и других регуляторов имеет к этому какое-то отношение. Получается некий достаточно большой список. По данному проекту – это и ЦБ РФ, и Минфин, и Минэкономразвития, и Федеральная служба по финансовым рынкам, и т.д. Понятно, что в каждом из этих подразделений есть конкретные люди, занимающиеся данной проблемой. И GR-подразделение обязано, иначе проект никогда не реализуют, со всеми этими людьми, структурами вести диалог на эту тему. Параллельно ведется диалог со всеми участниками рынка для того, чтобы это была тема не только банка, а тема общая.

Важен детальный, пошаговый план действий. В теории управления есть такая задачка: как купить шкаф? Человек собрался купить шкаф, вышел из дома, надеялся, пошел в сберкассу, снял деньги, сел на такси и т.д. – то есть задача расписывается от начала и до конца.

Какими качествами должен обладать специалист по GR?

Человек должен обладать определенным уровнем знаний, хорошим кругозором, он, несомненно, должен разбираться в том, чем он занимается. Если человек не понимает предмет, приходит куда-то и что-то рассказывает по бумажке, с ним никто не будет разговаривать. Он должен быть хорошим менеджером – должен понимать задачу, иметь точку входа, точку выхода, в промежутке должен сам принимать решения определенного уровня, и для этого нужны хорошие навыки и умения проектного менеджмента.

Конечно, он должен соблюдать конфиденциальность. Конфиденциальность с точки зрения отношений с коллегами, с точки зрения бизнес-проекта – это важная составляющая. Ну и, наконец, должна присутствовать профессиональная этика – как и вообще в бизнесе, она в основе своей лежит на неких нравственных человеческих принципах. Если вы не умеете держать слово, даете пустые обещания, ставите какие-то нерешаемые задачи перед своими коллегами, если вы информацию, которую доверительно получили, разбрасываете, не думая, то с вами просто перестанут общаться. В этой профессии репутация, как во многих других профессиях, нарабатывается годами, а потерять ее можно в один миг.

Ну и последнее: в GR, как и в бизнесе, важен не процесс, не количество встреч, которые вы провели, и количество бумаг, которые вы написали, а результат. Если вы в итоге ничего не достигли, это даже хуже, чем если бы вы вообще не занимались GR. Потому что это значит, что вы занимались им непрофессионально и неэффективно.

Источник: Как и зачем заниматься GR? // Slon.ru от 07.03.2013

Нет комментариев

Оставьте ответ