Минэкономики предлагает ограничить срок вступления новых законов в силу двумя датами — 1 февраля и 1 сентября, сообщил заместитель главы Минэкономики Олег Фомичев. Кроме этого ведомство считает нужным при принятии очередного нормативного документа убирать из арсенала действующих как минимум один подобный — за последние десять лет таких актов принято уже около 182 тыс. Это лишь две инициативы по ограничению опасного для бизнеса законотворчества, которые на прошлой неделе обсудил консультативный совет министерства по оценке регулирующего воздействия (ОРВ).

Господин Фомичев обнародовал две инициативы, 12 декабря обсуждавшихся на совете по ОРВ Минэкономики. Во-первых, ведомство выступает за то, чтобы все федеральные законы (а не только влияющие на бизнес-климат) вступали в силу только 1 февраля или 1 сентября. Минэкономики полагает, что действующая схема, когда закон начинает действовать с момента публикации или с 1 января следующего года, создает проблемы для бизнеса — в том числе из-за традиционных январских каникул.

Кроме этого предложено в целом ограничить число нормативных правовых актов, выпущенных в РФ. На старте этой кампании ведомство Алексея Улюкаева считает нужным в случае выпуска отраслевого нормативного акта убирать из корпуса уже действующих один «равнозначный» документ, а впоследствии — два. По словам Олега Фомичева, если в 2003 году на федеральном уровне было принято 9 тыс. нормативных актов, то в 2012 году — 24 тыс. В презентации совета указаны другие цифры: с 5,3 тыс. в 2003 году количество ежегодно принимаемых актов выросло к 2009-2012 годам до 17-18 тыс. Всего за последнее десятилетие новых федеральных актов, законов и указов накопилось 181 780. Также Минэкономики предлагает внести ряд изменений в процедуру ОРВ, в том числе существенно увеличить сроки обсуждения наиболее чувствительных регуляторных проектов.

По данным «Ъ», совет по ОРВ обсуждал и более масштабные инициативы, о которых господин Фомичев пока не стал говорить. Среди них — введение обязательного шестимесячного «отлагательного периода» для любого акта, ухудшающего условия предпринимательского климата. Второе предложение — режим так называемого правового эксперимента, когда новое регулирование предпринимательской деятельности опробуется на строго ограниченной территории в течение определенного периода. Помимо этого консультативный совет предлагает проводить обязательную процедуру ОРВ по итогам пяти лет действия акта с оценкой его воздействия и решением о его модификации или отмене. Минэкономики считает нужным ввести эту норму для всех актов, уже прошедших процедуру ОРВ. Последнее предложение — распространить на все акты, имеющие отношение к регулированию предпринимательской деятельности, тот же режим публикации, который действует для федеральных законов, указов, международных соглашений, то есть создать соответствующий портал в интернете и ввести запрет на предъявление бизнесу требований, не обнародованных в официальном порядке.

С большой вероятностью инициативы Минэкономики — как минимум в части налогового законодательства — встретят сопротивление Минфина (согласно Налоговому кодексу, изменения в налогах вступают в силу 1 января последующего года), Госдумы (для которой это ограничение требует существенной перестройки работы) и администрации президента. Для последней принятие срочных и, как правило, вступающих в силу немедленно законов и прочих правовых актов с 2005-2006 годов превратилось в своеобразную управленческую технологию, позволяющую избежать содержательных дискуссий и разделить с Госдумой и Советом федерации политическую ответственность за экстренные регуляторные решения, принятые в Кремле.

Источник: газета «КоммерсантЪ» от 17.12.2013

Нет комментариев

Оставьте ответ