После проведения парламентских и президентских выборов в России в период 2011-2012 гг., а также серии послевыборных митингов, в публичном  пространстве обозначилось несколько трендов в развитии системы взаимодействия власти и общества. Эти тренды, преимущественно, можно охарактеризовать усилением запроса общества и передовой частью бизнеса на проведение изменений.

Во-первых, усилился запрос общества на работающий институт сменяемости политических и управленческих элит государственного и муниципального управления так называемый «социальный лифтов»

Во-вторых, произошло очевидное увеличение запроса со стороны интеллигенции (образованного населения, способного к содержательному развитию идей, знаний, управлению) к участию в процессах государственного и муниципального управления.

Третью тенденцию можно охарактеризовать усилением запроса бизнеса (в первую очередь, среднего нересурсного, созданного в 2000-е гг.) на повышение качества государственных институтов (налоговая система, таможенное законодательство, судопроизводство, саморегулирование) и выход на другой уровень взаимодействия с властью.

Необходимо отметить, что первые две тенденции приобрели актуальность в связи с «застоем» в рядах правящих политических элит федерального уровня (региональная проекция в данном случае не выгладит так безнадежно, в следствии частой сменяемости губернаторов и региональных управленческих команд) и монополизацией власти одной партией. Третья тенденция, на фоне выхода из кризиса под «общероссийский модернизационный проект» и явный крен экономической политики в сторону крупного бизнеса, вскрыла глубокую неудовлетворенность нового «среднего предпринимательского класса», не связанного с наследием 90-х гг. и «олигархическим капиталом» текущим качеством государственного администрирования и хронической забюрократизированностью процедур и нерешенностью «простых проблем ведения бизнеса». Неудивительно, что в международном рейтинге ведения бизнеса «Doing business» Россия занимала «почетное» 124 место из 185 стран[1]. Не выявленные и проигнорированные запросы  «общества и среднего бизнеса» в итоге привели к снижению уровня доверия к действующей власти и «болотным событиям».

Было бы справедливо отметить, что система привлечения общества к процессу выработки государственных решений начала складываться и развиваться  еще во время второго «путинского срока» и в «медведевское президенство». В этот период система активно строилась и эволюционизировала от рабочих групп к системе общественных советов, Общественной палате, серии форсайтов, интегрированных в разработку отраслевых стратегий. Последним витком повышения прозрачности можно стала тотальная «блогизация» чиновников федерального уровня и частичное перемещение их общественной активности в интернет пространство.

Нельзя не отметить и активную деятельность ведущей четверки лоббистских площадок, обеспечивающих представительство всех слоев бизнеса при принятии государственных решений. Однако, несмотря на постоянную активность в области стратегических приоритетов развития, усилия этих институтов всегда были направлены в большей степени на удовлетворение запросов входящих бизнес-структур, а значит преобладание решения «частных вопросов».

Говоря про кадровый запрос, необходимо также указать на три проекта по формированию кадровой среды. Это системный — «развитие инженерного образования» и два корпоративных — Президентская тысяча[2] и Кадровый Резерв- Профессиональная команда страны[3], принадлежащий «Единой России».

Согласно информации, опубликованной на сайте проекта «Кадровый резерв» проект инициирован партией «Единая Россия», результатом Проекта стала общенациональная база данных, которой будут пользоваться на всех уровнях властной и партийной вертикали, количество участников проекта составило около 31 300 человек[4].

Президентский кадровый проект по количеству участников хоть и менее масштабен, зато имеет явную заточенность под формирование потенциального кадрового ресурса высших государственных управленческих должностей. На сегодняшний день, в президентской сотне 57% участников, являются представителями федеральных и региональных органов власти, 31% составили представители бизнеса. В президентской тысяче 53% и 30% соответственно[5]. Необходимо отметить, что до президентских выборов 2012 года, сайт президентского резерва постоянно обновлялся новостями о назначении резервистов на должности в федеральных и региональных органах власти.

Сравнивая эти проекты по кадровому наполнению, участникам и целям, помимо сходства и возможной конкуренции за места, можно выделить и отличия в виде более широкого представительства проекта «кадровый резерв», а значит и направленности проекта на занятие «среднего уровня должностей» в федеральный и региональных органах власти и госкорпорациях, а значит формирование «среднего слоя» лояльных управленческих кадров. И концентрации президентской тысячи на верхнем уровне управления в стране.

Тем не менее, при всей правильности и нужности таких проектов в нашей стране, именно политическая окраска может сыграть с ними злую шутку, в особенности в ситуации изменяющихся правил политической конкуренции и борьбы, где власть, для сохранения стабильности и удовлетворения запроса общества должна будет или отказаться в этих проектах от политической привязки или предложить новые проекты, устраивающие всех.

Что касается инженерных кадров, не смотря на то, что напрямую управленческую элиту этот проект не воспроизводит, но в реальности является наиважнейшим по актуальности проектом обновления и прекращения деградации и стагнации отечественной инженерной школы. Неудивительно, что вокруг данного проекта были объединены как ведущие политические силы, так и ведущие экономические элиты, для которых кадровая проблема стала угрозой конкурентоспособности и даже существования бизнеса. Высокий уровень консолидации усилий экономических, политических и экспертных групп над данной проблемой позволил разработать, принять и запустить президентскую программу повышения квалификаций инженерных кадров,[6] [7] а также начать реальный диалог бизнеса и образования[8].

Несмотря на определенные и даже в некоторых направлениях значительные успехи прошлых периодов, во взаимодействии власти и общества не находил отклик запрос на содержательное взаимодействие, доступ к власти людей другой политической идеологии, а в сфере взаимодействия с бизнесом на системное изменение институциональной среды. Именно эти факторы, в том числе стали главными вызовами для власти в избирательном марафоне 2011-2012 гг.

Своеобразный ответ на возросшие требования общества были даны в серии предвыборных статей В.Путина. Так в статье «Демократия и качество государства» В.Путин указывает на возрастающие тенденции требовательности «среднего класса», необходимость роста политической конкуренции, а также обновления механизмов демократии в связи с повышением зрелости и активности общества. Важным условием демократизации называется повышение политической активности населения, через облегчение процедур регистрации партий[9]

Для повышение эффективности механизмов общественного демократического, В.Путин предложил создать механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи» в виде усиления роли «Интернет демократии», общественного обсуждения законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, повышение саморегулирования, улучшения работы общественных советов.[10] В сфере развития и улучшения инвестиционной привлекательности и развития предпринимательства было предложено сконцентрироваться на следующих направлениях:

1)  «Определение четких границ государственного участия в экономике.

2)  Внедрение лучшего мирового опыта работы государственных институтов.

3)  Конкуренция государственных администраторов на уровне федерации, региона и муниципалитета.

4)  Переход госуслуг от позиции «исполнителя» к позиции «удобства потребителя».

5)  Внедрение жестких стандартов оказания госуслуг.

6)  Повышение уровня образованности государственных служащих.

7)  Внедрение и развитие института омбудсменов по проблемам бизнеса»[11].

Именно в этот период обществу были предложены три новые инициативы власти, отвечающие и даже несколько предвосхищающие запросы общества и бизнеса. Это курс на «демократический бартер» между властью и обществом, заключающийся в ужесточении правил поведения (СМИ, митинги, НКО) в обмен на демократизацию выборного процесса на региональном и местном уровне. Кроме того, последним новшеством в региональных выборах стала система   предварительных договоренностей о распределении мест с оппозиционными партиями в случае победы «партии власти». Для интеллигенции, способной к содержательному диалогу по всем   направлениям работы федеральных органов власти был предложен проект «Открытого правительства»[12]. Для среднего нересурсного бизнеса — новый инструмент изменение институциональной среды в виде «Агентства стратегических инициатив»[13] и кадрового социального лифта для региональных лидеров общественной, социальной, образовательной и бизнес сферы.

Рассмотрим эти инфраструктуры более подробно.

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов создано Правительством РФ в августе 2011 года в форме автономной некоммерческой организации. Структура управления включает наблюдательный совет, состоящий из ключевых фигур в правительства, ведущих общественных организаций бизнеса и ряда отраслевых экспертов. Следующий управленческий этаж занимает дирекция, состоящая из победивших в конкурсном отборе фигур и генерального директора[14]. Исходя из своей цели, сформулированной как «создание возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров», агентство решает задачи по работе и продвижению проектов и инициатив среднего бизнеса,  улучшению предпринимательского климата и имиджа предпринимателя, развитию  сектора социальных услуг, устранения административных барьеров, формированию системы профессиональных компетенций, но самое главное АСИ служит механизмом поддержки и участия лидеров из бизнеса и социальной сферы в принятии государственных решений. Механизм работы Агентства — дорожные карты, разрабатываемые при участии ключевых отраслевых экспертов, представителей бизнеса, науки, чиновников и ведущих организаций бизнеса. Таким образом через карты транслируется общественный запрос на конкретные изменения, определяется механизм их реализации, ответственные исполнители и сроки.

Если Агентство стратегических инициатив является проектом, призванных решать конкретные проблемы среднего бизнеса, образования или социальной сферы, то Открытое правительство создано для вовлечения гражданского общества (ориентация на «средний класс») в процесс государственного управления и разделения с ним ответственности за принятые государственные решения. Для эффективного функционирования данного института была введена отдельная должность Министра, призванного обеспечивать эффективное функционирование системы взаимодействия. Механизмы работы — Экспертный совет, перезапуск системы общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, внедрение стандарта эффективности работы органов государственной власти[15]. Таким образом, проект Открытое правительство представляет не что иное как новую опцию общественного договора со средним классом, желающим получить доступ к системе выработки и реализации государственных решений в обмен на сохранение текущего правительственного курса. Можно отметить и то, что несмотря на свою «политическую молодость» оба проекта уже доказали свою жизнеспособность. И в том и в другом проекте созданы сильные экспертные группы, используются как классические, так и инновационные методы работы с экспертным сообществом при выработке и реализации государственной политики.

Резюмируя анализ основных запросов общества и бизнеса, можно сделать вывод, что произошедшие изменения по линиям «власть-общество» и «власть-бизнес», в целом, удовлетворяют текущий запрос общества на взаимодействие, тем не менее насколько реальным, долгосрочным и качественным окажется процесс передачи части властных полномочий обществу покажет как позиция ведущих политических и экономических злит, так и последовательность Президента РФ В.В.Путина. Пока этот тренд положительный, что дает основания предполагать о начале коренной модернизации сложившейся системы.


[1] «Установки Владимира Путина осуществляются в ручном режиме». Газета «Коммерсант», №199 (4984) от 23.11.2012

[4] http:/profkomanda.edinoros.ru

[5]http:/www.re-serve.ru/people/stat

[6] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 594 «О Президентской программе повышения квалификаций инженерных кадров на 2012-2014 годы».

[7] http:/engineer-cadry.ru

[8] Следует указать на появление целого ряда успешных кадровых проектов и открытия  корпоративных университетов ведущих российских компаний (ГК «Росатом», АФК «Система», ОАО «ЭМАльянс» и др.

[9] «Демократия и качество государства», Газета «Коммерсант», №20П (4805) от 06.02.2012

[10] Там же

[11] Там же

[12] http://большоеправительство.рф

[14] Там же.

[15] http:/большоеправительство.рф

Нет комментариев

Оставьте ответ