Владимир Путин открыто встал на сторону нефтекомпаний в их конфликте с ОАО РЖД, намеренным повысить тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Попытки вице-премьера Аркадия Дворковича и главы Минэкономики Алексея Улюкаева объяснить, что заморозка тарифов монополий уже дала выигрыш нефтекомпаниям, не возымели действия. В итоге господин Улюкаев предложил отказаться от либерализации тарифов и отнять у ОАО РЖД право их корректировать. Как говорят источники «Ъ», эта идея, видимо, является экспромтом и не обсуждалась до этого профильными ведомствами

Владимир Путин на итоговом в 2013 году заседании Госсовета выразил недовольство планами повысить тарифы ОАО РЖД на перевозку нефти и нефтепродуктов. «Мы что, за счет нефтянки всю остальную экономику будем держать? На одну отрасль все перегрузим?» — возмутился президент. ОАО РЖД после решения правительства о заморозке тарифов для естественных монополий предложило все же проиндексировать в 2014 году тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов на 6%. При дефиците инвестпрограммы на 2014 год в 17,5 млрд руб. это могло бы дать ОАО дополнительно 16 млрд руб. Но итоговое решение так и не было принято. На прошлой неделе монополия объявила о повышении в 2014 году тарифов на перевозки дизтоплива на 12,5%, источник «Ъ» в ОАО РЖД пояснил, что в планах — повысить тарифы на экспорт нефтеналивных грузов «на определенных направлениях, где есть заторы». «Но если государство индексирует тарифы на нефть и нефтепродукты, мы откажемся от повышения в рамках ценового коридора»,— добавил он.

Глава Минэкономики Алексей Улюкаев вчера ответил Владимиру Путину, что ведомство согласно на повышение тарифов на нефтеналивные грузы, если ОАО РЖД в ответ снизит тарифы на другие грузы. Вице-премьер Аркадий Дворкович попытался объяснить логику правительства. По его словам, расчеты предполагали, что «тарифы ОАО РЖД будут заморожены, а тарифы «Транснефти» — проиндексированы», из-за чего в целом нефтяная отрасль в 2014 году немножко выигрывала. Но потом заморозили и тарифы «Транснефти», от чего опять выиграли нефтяники. «Поэтому у РЖД возникла, с их точки зрения, разумная идея — несколько проиндексировать тарифы для нефтянки»,— заметил господин Дворкович.

Президенту эта логика — «сначала подумали так, потом посчитали так» — не понравилась, и он призвал «считать такие вещи своевременно». По его словам, он беседовал на эту тему с нефтекомпаниями, которые «замерли в ожидании», поскольку «не могут считать свою экономику на будущий год». В ответ господин Улюкаев неожиданно предложил вернуть право регулирования железнодорожных тарифов Федеральной службе по тарифам (ФСТ). Сейчас ФСТ устанавливает только базовый тариф, ОАО РЖД, в свою очередь, может менять ставку в рамках тарифного коридора — от минус 12,8% до плюс 13,4% к ставке.

Но революционное предложение главы Минэкономики явно было экспромтом. В пресс-службе министерства не ответили на вопрос, с чем связана идея. Источник «Ъ» в Минэкономики признался, что впервые об этом слышит, поскольку «подготовленный министерством план, напротив, предусматривает либерализацию тарифного коридора для ОАО РЖД».

В ФСТ напомнили «Ъ», что ОАО РЖД получило доступ к тарифному регулированию, исходя из экономической целесообразности и в рамках создания Единого экономического пространства. В ОАО РЖД вчера заявили, что выступают за сохранение тарифного коридора — и за более гибкие условия его применения. В условиях жесткой конкуренции с другими видами транспорта предложение выглядит странно, возмущается источник «Ъ» в ОАО РЖД.

В нефтекомпаниях «Ъ» подтвердили, что возможное повышение тарифов ОАО РЖД их беспокоит. При этом источники «Ъ» пояснили, что «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» против общего увеличения тарифа на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 6%, так как доля экспорта по железной дороге у них незначительна. ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Башнефть» не устраивает вариант с ростом цены в рамках тарифного коридора, поскольку у них высока доля дизеля в производстве, а экспорт составляет до половины общего объема нефтепродуктов.

Если РЖД увеличит стоимость транспортировки грузов в рамках тарифного коридора, пострадают компании с НПЗ, не подключенными к системе нефтепродуктопроводов, говорит Максим Назаров из Reuters. В пример он приводит завод ЛУКОЙЛа в Волгограде — с него по железной дороге транспортируется около 2 млн тонн дизтоплива в год. В целом же ежегодно по железной дороге идет около 151 млн тонн нефтепродуктов (доля транспортируемой нефти гораздо ниже), в том числе около 50 млн тонн дизтоплива, 36 млн тонн бензина и 65 млн тонн мазута.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2375785

Нет комментариев

Оставьте ответ