Для повышения эффективностии прозрачности контроля надстроительством Центральнойкольцевой автодороги (ЦКАД)Правительство можетскорректировать применениемеханизмов технологического иценового аудита (ТЦА),банковского сопровождения истроительного контроля.Соответствующий докладгоскомпания «Автодор»представит в кабинетминистров по результатам общественного обсуждения, прошедшего 27 январяв формате Открытого правительства. Участники рынка высказали замечанияк техзаданию на банковское сопровождение и строительный контроль первойочереди ЦКАД, а также на ТЦА, банковское сопровождение и строительныйконтроль 3, 4 и 5 очередей.

Одна из основных задач, которую Правительство хотело решить в результате нескольких этапов публичных слушаний, — это уточнение своих подходов к достаточно новым механизмам сопровождения государственных инвестиций», — указал Михаил Абызов.

По его словам, результаты обсуждения аудита БАМа и Транссиба показали,что механизм технологического и ценового аудита позволяет оптимизироватьстоимостные и технологические характеристики крупных проектов. Опыт«Автодора» и ЦКАД будет учтен для выработки стандартных практик длядругих проектов. С этой целью под эгидой Открытого правительства ужеразработан проект «дорожной карты» развития технологического и ценовогоаудита в России, а также Стандарт проведения технологического ценовогоаудита.

ЦКАД — один из мегапроектов, предложенных к реализации Президентом РФВладимиром Путиным в ходе его выступления на Петербургскомэкономическом форуме в июне прошлого года. Дорога пройдет на удалении30–50 км от Москвы. Объем финансирования до 2018 года —299,9 млрд рублей, из которых 150 млрд рублей — средства Фонданационального благосостояния. Проект реализуется госкомпанией «Автодор».Строительство на пять пусковых комплексов (3 и 4 — через концессию).Строительство второй очереди находится за горизонтом 2020 года.

Во исполнение поручений Президента РФ в декабре 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, министру РФ МихаилуАбызову, Минэкономразвития и ФАС проработать вопросы повышения уровняоткрытости и расширения общественного контроля в конкурсных процедурахи при строительстве федеральных автодорог. Тогда же Михаилу Абызову,Минтрансу, Минфину, Минэкономразвития совместно с «Автодором» былопоручено проработать предложения по включению ЦКАД в перечень проектов,для которых проводится ТЦА.

Под эгидой Открытого правительства уже состоялось обсуждение техзаданияна ТЦА первой очереди ЦКАД.

По словам министра, изначально планировалось заказывать услуги ТЦА,банковского сопровождения и строительного контроля у одного «якорного»поставщика. «Для этого были аргументы, в том числе желание государства какзаказчика получить от возможного «якорного» исполнителя — банка —высококачественную услугу…», — пояснил министр.

Финансирование таких услуг — ниже европейского уровня.

Мы исходим из того, что совокупные затраты государственного заказчика на три услуги — технологический аудит, банковско-ценовое сопровождение и строительный аудит — не должны превышать 2% [стоимости проекта]. Международные аналоги — это 3,5%», — сказал министр.

Но по итогам первого этапа обсуждений «Автодор» согласился с мнениемэкспертов и выделил ТЦА первого пускового комплекса в отдельную услугу.Заявки на его проведение подали четыре претендента, результаты конкурсабудут подведены 28 января.

В ходе прошедшего 27 января обсуждения участники рынка практическиединодушно высказались за разделение услуг ТЦА, банковскогосопровождения и строительного контроля.

Мнения практически однозначны: и банки, и консалтинговые компании, и компании, осуществляющие строительный контроль, четко дали понять, что это две услуги крайне важные, но выполняться должны раздельно», — отметил глава «Автодора» Сергей Кельбах.

Топ-менеджер отметил, что госкомпания предложила участникам рынка дляобсуждения ряд вопросов, от которых зависит проведение конкурсов. Речьидет о возможности оказания комплексных услуг банками в качестве«якорных» организаций с полнотой ответственности; о том, могут ли взять насебя такую ответственность инжиниринговые организации; о возможностисоздания товариществ, участники которых несут солидарную ответственностьза банковское сопровождение и строительный контроль.

В свою очередь, представитель Европейского банка реконструкции иразвития высказал мнение о целесообразности объединения банковскогосопровождения и строительного контроля. Но здесь, по его словам, возникаетвопрос, кто будет нести всю полноту ответственности и не станет ли такойконтролер еще одним органом принятия решений, что может затягивать срокипроекта. Такое же опасение есть и при условии разделения услуг. По словамМихаила Абызова, «Автодор» должен будет в докладе Правительствупрописать четкий регламент совмещения банковского надзора истроительного контроля.

Для учета всех мнений Михаил Абызов попросил «Автодор» представить такжедоклад и о возможности объединения двух услуг.

Отдельно необходимо уточнение госкомпанией вопросов, связанных с заказом единой услуги: как распределять ответственность между «якорным» исполнителем, соисполнителями», — указал министр.

Кроме того, должны быть уточнены вопросы, связанные с объемомбанковского сопровождения, сказал министр. Так он ответил на пожеланиепредставителя Сбербанка расширить этот контроль. «Банковскоесопровождение должно охватывать по меньшей мере три-четыре уровня[исполнителей]… по желанию заказчика — всю вертикаль», — указалпредставитель банка. В свою очередь, участник от «ВТБ Капитала» отметил,что такой контроль не всегда возможен.

Пока предложено [контролировать] первый-второй уровень… Практика строительного контроля при реализации проектов с госинвестициями широко применялась, в том числе при реализации проектов для Универсиады в Казани. Там строительный контроль распространялся на субподрядные организации», — напомнил Михаил Абызов.

Дополнительно будет проанализирован еще один вопрос — о возможномконфликте интересов банков, участвующих в финансировании проектов иоказывающих услуги по банковскому сопровождению. Если будут введенызапреты на участие одного и того же банка в этих услугах, то это можетпривести к ограничению доступности ликвидности для участников рынка,предупредил Михаил Абызов.

Если мы поймем, что конфликт интересов потенциально возможен, то нужно понять, как он декларируется, каким образом спорные ситуации разрешаются и не повлияет ли это на качество услуг», — указал министр.

Результаты общественных обсуждений будут учитываться при выборе тех илииных решений для реализации проекта ЦКАД и других проектов, отметилМихаил Абызов. «Вы видите, что мы меняем свои подходы… Будем старатьсясделать наши решения более оптимальными», — подчеркнул министр.

При этом вся реализация проекта будет проходить также через процедурыэкспертного и общественного контроля.

Открытое правительство будет активно вести работу не только в части обсуждения с общественностью, что необходимо… но еще и с участниками рынка», — уточнил Сергей Кельбах.

С этой целью ранее вице-премьер Аркадий Дворкович поручил МихаилуАбызову, Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину представить предложенияпо формированию общественного комитета. Члены этого комитета, какпредполагается, будут участвовать в работе конкурсных комиссий дляразличных процедур, обсуждении результатов технологического и ценовогоаудита, общественных слушаниях, проводимых в рамках строительства, и такдалее.

Нет комментариев

Оставьте ответ