Практически каждый руководитель компании и руководитель GR-подразделения время от времени ищет корпоративного лоббиста. Неизбежны сомнения: кого лучше искать? Бывший депутат, чиновник, консультант, или специалист с опытом работы в качестве gr-менеджера? Критерий истины — соответствие компетенциям gr-менеджера. В этом посте — практически полный перечень компетенций GR-специалиста. Список составлен на основе многолетней практики лоббистской деятельности и консалтинга, а также — моей собственной практики руководства GR-подразделением.

11

Больше компетенций — ценнее кандидат

Профессиональных GR-специалистов, имеющих опыт работы корпорациях, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются: 1) Бывшие чиновники, депутаты 2) Специалисты разных сфер (PR, политическое консультирование, юристы, аналитики), имеющие связи и навыки сотрудничества с органами власти 3) GR-специалисты, работающие в общественных организациях бизнеса.

Если Вы приняли решение нанять GR-менеджера, будет полезным познакомиться с набором компетенций GR-специалиста. В идеале — каждая из компетенций в данном списке должна присутствовать среди компетенций кандидатов.

  1. Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы. Почему важно? Мое мнение (мнение человека, который находился по «обе стороны»баррикад», то есть имел опыт госслужбы и практику корпоративного лоббиста) — никакой учебник, профессор, или самостоятельное исследование и наблюдение, не заменят непосредственной практики работы в органах власти. Слишком много деталей, передаваемых устно традиций, «понятий», нюансов.
  2. Навыки продуктивного общения с представителями органов власти. Кандидат обязан представить доказательства такой продуктивности – проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.  Или хотя бы устные рекомендации от чиновников (письменные получить сложнее, если вообще возможно ).
  3. Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях). Если кандидат не работал в органах власти, или не имеет опыта корпоративного лоббирования, с этим доказательством сложнее всего. Зачастую, кандидаты демонстрируют множество «полезных» визиток. Верить или нет? Решение — выборочная проверка контактов.
  4. Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти. Этот навык проверить довольно просто. Дать задание составить письменное обращение в органы власти по вымышленной или приближенной к Вашей отраслевой реальности ситуации. И оценить:)
  5. Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), знание репутационного менеджмента. Попросить кандидата продемонстрировать такие знания на ситуации из практики Вашей компании. Также полезны сведения о дипломах, сертификатах в данной сфере.
  6. Политическая компетентность (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти). Одна из самых ключевых и дорогих компетенций. Формируется годами политической работы или аналитики, практики госслужбы (но при этом не обязательно бывший чиновник или депутат являются носителями данных качеств).
  7. Коммуникативная компетентность (стандартная компетенция, желательно соответствие личностным качествам, тренируется, но не эффективно).
  8. Знание отраслевой проблематики (стандартная компетенция, нарабатывается в практике, но при ее отсутствии понадобится время на доведение специалиста)

Тем не менее, такой идеальный специалист — бриллиант на рынке. А в реальности — определяем степень соответствия компетенций (предлагаю также соответственно определять стоимость такого специалиста). Чем больше соответствия — тем ценнее кандидат.

Проанализируйте личность кандидата

Рекомендуем также тщательно проанализировать личностные особенности возможного кандидата на должность GR-менеджера. По нашим оценкам, каждая из перечисленных ниже позиций должна присутствовать в личности GR-менеджера. Этот список также составлен по результатам собственной многолетней лоббистской исполнительской, управленческой и консалтинговой практики, а также — в результате моего опыта психологических исследований и практики. Итак, требования к личности gr-менеджера:

  • Коммуникативные способности (легкость и непринужденность в установлении контактов, умение вызвать расположение и доверие
  • Аналитические способности
  • Развитый эмоциональный интеллект
  • Презентабельная внешность
  • Грамотное владение устным и письменным словом
  • Деловое мышление
  • Мастерство переговоров
  • Организаторские способности
  • Деловые качества (настойчивость, целеустремленность, организованность, дисциплинирован

И также, чем больше соответствий — тем ценнее кандидат. Как проверять? Надеюсь, Ваши HR-ы помогут, или полагайтесь на Ваше знание людей, или — приглашайте консультантов. Мы помогаем нашим клиентам в кадровом отборе кандидатов на должности gr-менеджеров, Вы можете обратиться за разовой консультацией.

Нет комментариев

Оставьте ответ