Изучение лоббизма, как института политической системы, находится в постоянном поле зрения триады: бизнеса, властных структур и общественности. Лоббизм является объектом различного рода исследований, вызванных значительными социальными сдвигами и коренными изменениями власти и бизнеса.

Политической науке известны различные классификации лоббизма и лоббистских технологий. К наиболее влиятельному и интересному явлению общественно-политической жизни со значительным участием финансово-промышленных групп относится отраслевой лоббизм – институт, ядро которого составляет процесс продвижения интересов конкретной отрасли с целью добиться некоторых преференций и выгод. Профессиональные отраслевые ассоциации и бизнес-объединения имеют конечной целью повышение капитализации отрасли и прибыльности отдельно взятой компании в группе заинтересованных лиц. Преимущества использования в лоббистской деятельности коммуникационных механизмов деловых ассоциаций и объединений многогранны. Специалисты таких структур должны не просто формировать диалог власти и бизнеса, а осуществлять общую систему взаимодействия в структуре «компания — бизнес-ассоциация – власть».

В профессиональных кругах принято различать понятия отраслевого и корпоративного лоббизма. Корпоративный лоббизм представляет собой процесс по продвижению интересов конкретной компании (в отличие от целой отрасли) в органах государственной власти с целью добиться для нее некоторых преференций, зачастую для монопольного захвата и использования политического ресурса.  В то же время если каждый представитель корпорации (например, специалисты GR-департаментов) представит свою позицию и согласует с позициями отраслевых «единомышленников», то общепринятое выработанное стратегическое предложение будет реализовано в рамках цивилизованного лоббизма, не представляя угрозы и не свидетельствуя о нездоровье политической системы.  Если крупный бизнес выступит единым фронтом по определенным позициям, то эта кампания по праву приведет к взвешенному, справедливому решению, более эффективной артикуляции интересов и более вероятной благосклонной оценке общества. Бизнес в этом случае получит право на выражение консолидированной позиции, а власть приобретет уполномоченного участника переговорного процесса.

Тем не менее синергетический эффект от сотрудничества компаний в одной отрасли далеко не всегда является преимущественной стратегией. Дело в том, что любая компания действует на рынке в условиях несовершенной конкуренции. Поэтому первоочередной задачей остаются интересы компании, инициирующей те или иные предложения для органов власти. Негативной особенностью корпоративного лоббирования является то, что профессиональные лоббисты при продвижении корпоративного интереса могут маскировать его под отраслевой стимул. Продвижение интересов одной компании на данный момент малоперспективно, в некоторых случаях нелегально, может навредить публичному имиджу и деловой репутации компании. Политически выгодно продвигать отраслевые и общественные интересы, так как это способствует укреплению имиджа и  обеспечивает поддержку общества (например, во время применения технологии «grass roots», которую при неблагоприятном отношении общественности и профильных НКО реализовать практически невозможно).

 Сам факт ассоциирования фиксирует новую ступень развития бизнеса, когда потребность в легализации становится не требованием власти, а условием успешного конкурентоспособного развития компании на рынке. По мере преодоления переходного периода у бизнеса все более возрастает потребность в устойчивых и формальных правилах поведения, в предсказуемости и стабильной,  регламентированной работе государственной власти. Деловые ассоциации создают такой механизм решения коммерческих проблем, при котором доступ к принятию властного решения не зависит от ресурсных способностей отдельной компании. По сути, за ассоциациями закрепляется роль медиатора в переговорах власти и бизнеса, что в результате становится для каждой из сторон в конкретный набор задач и зон ответственности.  Немаловажно то,  что в случае неудачи или невыгодного имиджа инициативы ассоциации удар принимает сама ассоциация, а члены компании остаются «в тени».

Кроме того, вне ассоциаций деловые проблемы решаются на индивидуальном уровне взаимодействия лоббистов с чиновниками, что ведет, как минимум, к репутационному риску, а в некоторых – и к уголовной ответственности. Не каждая компания в одиночку способна получить доступ к высшим эшелонам власти, к тому же лоббистская деятельность является серьезным потребителем ресурсов в компании, а ротация чиновников в свою очередь прерывает каналы даже крепких неформальных связей во властных учреждениях.

В современном политическом пространстве government relations становится системообразующим компонентом институционализированного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса. Творческая составляющая лоббизма имеет тенденцию к переходу от точечных лоббистских кампаний, нацеленных на решение конкретных операционных задачам компаний, к долгосрочным отношениям, основанным на доверительных, партнерских отношениях. В рамках цивилизованных отношений деловые объединения представляют те же группы интересов, выступая с необходимыми им законодательными инициативами, принимая при этом на себя часть функций по аналитическому сопровождению разрабатываемых нормативных актов, а также в формате частно-государственного партнерства, набирающего популярность пока что преимущественно в отрасли строительства инфраструктурных объектов.

Кроме того,  в западных странах катализатором отношений государства, бизнеса и общества выступает наглядный механизм «вращающихся дверей». Суть его сводится к тому, что менеджеры компаний переходят на работу в государственные учреждения, после чего снова возвращаются в бизнес. Такая практика помогает с одной стороны увидеть «изнутри» и понять работу государственного аппарата, с другой —  значительно увеличить эффективность деятельности органов власти вследствие прихода в них профессиональных управленцев. Механизм «вращающихся дверей» обеспечивает деловые объединения большим количеством специалистов, способных оказать консультационные услуги и предложить экспертную оценку по вопросам развития бизнеса в заинтересованной отрасли.

Еще одной тенденций развития концепта отраслевого лоббизма является интеграция программ корпоративной социальной ответственности с функциями не только PR, но и GR департаментов, направленную на формирование и укрепление имиджа и деловой репутации в местных органах власти, государственных структурах и общественных организациях для решения общих социальных проблем. Для российского бизнеса в этом случае характерно преодоление негативного имиджа, сложившегося в первый этап эволюции отношений бизнеса и власти 90-х гг. на фоне слабого государства и законодательства.

Сегодня крупнейшие компании реализуют социально ориентированную политику и отражают ее результаты в публичных отчетах об устойчивом развитии. В то же время общественные организации позиционируют себя активными игроками на поле социальной политики. Значимость некоммерческого сектора для развития демократического общества очевидна: НКО — ближе «к народу» и несравненно лучше знают проблемы своей целевой аудитории и возможные пути решения этих проблем. Более того, НКО обладают высокой мобильностью и в большей степени отражают интересы малых групп. Эффективное использование инструментов социального партнерства позволяет государству снизить бюджетную нагрузку. Но неравновесный характер отношений бизнеса, власти и НКО в России на данный момент «тормозят» потенциальную реализацию социальных проектов. Конструктивное взаимодействие затруднено как неравномерностью формирования необходимого правового поля, так неготовностью акторов воспринимать структурные ограничения деятельности друг друга. Это не просто снижает масштаб возможного сотрудничества, но и не дает ему развиваться системно и целенаправленно.  Ведь слияние властного ресурса, поддержки бизнеса и коммуникационных и каналов НКО позволят применять технологии социального проектирования на более качественном уровне.

Вопросы взаимоотношений государственных органов, бизнеса и общества сегодня объективно являются движущей силой развития любого современного демократического правового государства. Общественное мнение в России придает негативный оттенок термину «лоббизм», будь то корпоративный или отраслевой. Скептическое отношение прослеживается и по отношению к деловым объединениям, но успешно реализованные кампании бизнеса благоприятно влияют на формирование цивилизованных инструментов и механизмов лоббирования. В идеальной перспективе грани взаимодействия бизнеса, власти и НКО, долгосрочные партнерские отношения компаний с органами власти, законодательное регулирование лоббистской деятельности, адаптированное к особенностям национальной экономики, способствуют позитивному влиянию на формирование необходимого социально-политического института лоббизма.

 

Нет комментариев

Оставьте ответ