Современная Россия вступает в новый этап социально-экономического и политического развития. Экономический кризис конца 2000-х годов показал несовершенство существующей модели развития страны.

Для того, чтобы в XXI веке страна успешно развивалась, нужно в ближайшее время интегрировать в российскую экономику новейшие образцы научно-технической мысли и реформировать политическую систему. Чтобы успешно реализовать эти цели, необходим конструктивный, постоянный и ответственный диалог бизнеса, общества и государства.

Социально-экономические и политических реформы влекут за собой серьезный пересмотр сложившихся в стране к концу ХХ – началу ХХI в. общественных отношений, для которых характерно отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия органов власти и предпринимательского сообщества, неразвитость институтов гражданского общества в целом. В этой связи, проблема эффективного диалога между органами власти и социумом в процессе становления гражданского общества становится одной из самых насущных.

Создание и стабилизация государственных и политических институтов, структур гражданского общества, а также рост экономики России в начале 2000-х годов, позволивший бизнесу выйти на новый уровень развития и самоорганизации, стали основными причинами эволюционирования методов лоббистской деятельности, и сегодня практически невозможно принять решение в интересах одной из лоббистских групп [1].

На наш взгляд, в Российской Федерации создана нормативно-правовая база, которая регулирует  общественные отношения в сфере взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, бизнеса и институтов гражданского общества.

С начала 2000-х годов в Российской Федерации были законодательно закреплены такие важнейшие инструменты продвижения бизнес-интересов, как общественное обсуждение, оценка регулирующего воздействия, мониторинг правоприменения, институт саморегулируемых организаций, система общественных палат, а также общественных советов при государственных органах. Благодаря конструктивному диалогу бизнеса, власти и институтов гражданского общества действующее российское законодательство постоянно модернизируется, создавая новые институты прозрачного взаимодействия.

С избранием в 2008 году Президентом Российской Федерации Д.А. Медведева одним из основных приоритетов внутренней политики стала борьба с коррупцией.

13 апреля 2010 года Президент Российской Федерации Указом № 460 утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы [2], согласно которому Министерству юстиции Российской Федерации было поручено в срок до 1 октября 2010 года внести в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о целесообразности формирования в Российской Федерации института лоббизма.

Следует отметить, что данная инициативы нашла продолжение в Указе Президента Российской Федерации № 297 от 13 марта 2012 года «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»[3]. В пункте 15 Указа содержалось поручение Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и другими федеральными государственными органами организовать обсуждения с представителями различных социальных групп вопроса о механизме формирования в Российской Федерации института лоббизма и по результатам обсуждений и с учетом опыта других государств, а также рекомендаций международных организаций внести до 1 декабря 2012 года конкретные предложения по формированию в Российской Федерации института лоббизма. Таким образом, впервые федеральные органы государственной власти выступили с инициативой формирования института цивилизованного лоббизма.

11 августа 2011 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1393-Р было учреждено Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов [4]. При этом, было установлено, что федеральные органы власти должны оказывать всемерную поддержку Агентству, обеспечить взаимодействие с сотрудниками Агентства по вопросам, отнесенным в установленном порядке к его компетенции, направлять по запросу материалы, необходимые для проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, участниками которых являются субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. Таким образом, Агентство стратегических инициатив стало еще одним инструментом влияния на решения органов государственной власти с широкими возможностями. Необходимо отметить, что данный орган был создан по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации, что, на наш взгляд, свидетельствует о заинтересованности  федеральных органов государственной власти в цивилизованном диалоге с представителями, в первую очередь, быстрорастущего среднего бизнеса.

В рамках анализа новейших тенденций взаимодействия бизнеса и власти необходимо особо отметить процесс формирование системы открытого правительства – экспертного сообщества, созданного для подготовки детальных предложений по совершенствованию системы государственного управления, кадровой политики, по развитию конкуренции и предпринимательства.

Выступая на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 24 апреля 2012 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что дальнейшая работа по построению этой системы может состоять из следующих основных элементов:

  • создание механизмов постоянного и прямого информационного обмена между органами государственной власти, иными официальными структурами и гражданским обществом;
  • формирование профессионального экспертные сообщества, задачами которого будут разработка ключевых показателей эффективности деятельности Правительства Российской Федерации, отдельных федеральных органов исполнительной власти и мониторинг процесса достижения целевых ориентиров во взаимодействии с гражданским обществом [5].

Представляется, что нормативное закрепление данных инициатив будет способствовать дальнейшей систематизации законодательства, регулирующего лоббистские правоотношения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года [6] в Российской Федерации был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющий деятельность на федеральном и региональном уровнях.

В частности, согласно федеральному закону, который был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, федеральный уполномоченный получил право направлять в федеральные и региональные органы государственной власти мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия нормативных правовых актов или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности. Также необходимо обратить внимание на право Уполномоченного давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [7]. В этой связи, необходимо отметить, что характер предложений и заключений Уполномоченного будет иметь рекомендательный характер, что, на наш взгляд, существенно ослабит влияние данного института на состояние делового и предпринимательского климата в стране.

4 марта 2013 года Президент РФ В.В.Путин подписал Указ №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданам Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»[8], который фактически создал в России новый институт продвижения интересов – общественную инициативу. Следует отметить, что, несмотря на то, что правила предполагают считать субъектами инициатив только граждан Российской Федерации, данный ресурс является важной площадкой для обсуждения актуальных проблем социально-экономического развития страны, дает возможность в перспективе лоббировать поправки в законодательство, и, самое главное,  цивилизованно доносить свою точку зрения до органов государственной власти и целевой аудитории.

Завершая краткое рассмотрение новейших тенденций правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия бизнеса и власти в Российской Федерации, мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, представляется, что опыт успешной совместной работы по формированию правовой базы в сфере противодействия коррупции поможет предпринимательскому сообществу, государственным органам и общественным объединением усовершенствовать системный правовой механизм регулирования цивилизованных лоббистских правоотношений. Также мы полагаем, что меры, принимаемые для совершенствования нормативно-правовой базы лоббистских правоотношений должны носить системный характер и отражать современные тенденции самоорганизации участников хозяйственной деятельности как в федеральном уровне, так и в масштабе регионов.


[1] Гаджимагомедов Г.А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности / Г.А. Гаджимагомедов, Г.П. Ивлиев. М., 2008. С. 175.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 16. Ст. 1875.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 12. Ст. 1391.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 33. Ст. 4946.

[5] Сайт Президента Российской Федерации  // URL: www.kremlin.ru/news/15111 (дата обращения: 07.05.2013).

[6] Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №19. Ст. 2333.

[7] Сайт РИА Новости // URL: http: www.ria.ru/politics/20130427/934935785.html. (дата обращения: 07.05.2013).

[8] Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. №10. Ст. 1019.

Нет комментариев

Оставьте ответ