В России практически нет сегодня таких видов бизнеса и производств, которые не задействовали бы минимум – электроэнергию, большинство из них – ещё и газ, и грузовые перевозки. На прошедших в 2013 году форумах посвященным конкуренции, мы проводили исследования с акцентом на тарифное регулирование в инфраструктурных отраслях. Вдоль и поперёк разобрали и увидели, что российские тарифы на сегодняшний день и по электроэнергии, и по газу, и по железным перевозкам превысили американские и, по-видимому, без действенных изменений в регулирование тренд не будет изменяться.

В большинстве стран регулирование электроэнергетики, газовой отрасли, и железнодорожных перевозок сводится к повышению конкуренции среди независимых компаний за потребителя, тем самым стимулируя снижать издержки и стоимость услуг. В России же, напротив, в каждой отрасли сформированы монополии немотивированные не к снижению тарифов, не к улучшению качества услуг, что определяет в итоге неконкурентные условия для российской промышленности, непредсказуемые условия для инвестиционных проектов.

Первое, как нам кажется, от чего это зависит, – от стереотипов государственной политики. Соединённые Штаты ограничивают экспорт газа и этим увеличивают внутреннее предложение. У нас ситуация: мы следуем каким-то стереотипам равной доходности или равных даже тарифов с неэнергетическими странами и этим существенно ухудшаем ситуацию для своей промышленности. Поэтому первое. Необходимо изменить принцип «мы достигаем равных тарифов и равной доходности» (это ситуация, ухудшающая конкурентные условия для российской промышленности), и создать условия для российской промышленности, которые сделают её конкурентоспособной, а для этого нужно изменить, в том числе и политику тарифообразования.

Второй очень важный момент: российские инфраструктурные компании вовсе не клиентоориентированы. Мы сделали «дорожную карту» только по электроэнергетике, при этом на момент, когда мы начинали работу по электроэнергетике, у нас уже были определённые недискриминационные правила, правила раскрытия информации и так далее. В других отраслях с этим ситуация намного хуже. Если сегодня сравнить просто даже сайты разных инфраструктурных компаний, увидим, что вообще никакой информации по некоторым инфраструктурным компаниям для потребителей, которая могла бы позволять планировать свою деятельность, по существу не предоставляется, то есть очень большая работа в этом предстоит.

Что нам кажется очень важным? Каждый раз мы делаем документы, и они оказываются недееспособными, потому что один из ключевых участников, потребитель, из регуляторики исключён.

Независимая энергосбытовая деятельность – пример создания конкуренции в инфраструктурной отрасли. Есть два сегмента – гарантирующие поставщики, монополисты, и независимые энергосбытовые компании.

Конкретный пример: у нас в электроэнергетике большое количество очень объемных документов – правила оптовые, правила розничные, порядки, постановления и все остальные. У гарантирующих поставщиков… Чем они отличаются по своей экономической сути от независимых энергосбытов? Тем, что они вроде бы должны тех, кого рынок не захочет взять, взять и обязаны снабжать электроэнергией. На самом деле во всех этих пухлых документах принципиально отличаются требования к независимой энергосбытовой компании (и они, конечно, завышены) и к гарантирующему поставщику, который совершенно иного характера имеет требования и условия работы на рынках электроэнергии.

Теперь к чему я это говорю? Мы сейчас, разрабатывая «дорожную карту» по развитию конкуренции в инфраструктурных отраслях, в том числе в электроэнергетике, хотели бы действовать именно в этой логике – выравнять требования ко всем участникам, чтобы они не были различными.

В связи с вышеизложенным мы предложили последовательно развивать конкуренцию в инфраструктурных отраслях (разработать программы развития конкуренции), там, где конкуренция затруднена разработать недискриминационные условия для потребителей. Определить потребителей как ключевых участников разработки правил деятельности естественных монополий и их контроля, и пока инфраструктурные компании – государственные установить KPIs менеджменту, направленные на удовлетворение потребителей и рост полезного отпуска ресурсов.

В завершение хотелось бы отметить, что именно подобные шаги определяют развитие экономики в развитых странах. Позволяют определить  долгосрочные этапы развития отраслей с прогнозируемыми рисками и возможностями для необходимой модернизации производственных фондов. Построить конструктивный диалог между субъектами инфраструктурных отраслей и потребителями их услуг, так необходимый в наше время для развития экономики.

Нет комментариев

Оставьте ответ