В статье «Промышленная политика вернулась?», был детально проанализирован весь путь истории развития промышленной политики в постперестроечное время, лоббирующие ее группы интересов, а также новый проект федерального закона, одним из элементов которого было указание на необходимость развития инжиниринга в России.

На наш взгляд, тематика инжиниринга в России становится ключевой для дальнейшего развития промышленности, выведения на рынок новых образцов военной и гражданской продукции, а также интеграции в международные проекты, цепочки и рынки. Другими словами обладание собственным инжинирингом – ключевой элемент глобальной конкурентоспособности российских производителей.

Какие виды инжиниринга есть?

Глобально можно выделить несколько категорий инжиниринговых компаний:

По типу работ:

— Инжиниринг в области эксплуатации

— Инжиниринг в области подбора «технологической начинки» производства

— Инжиниринг в области технологического аудита

Отраслевой инжиниринг:

— Инжиниринг в области энергоэффективности

— Инжиниринг в области строительства

— Инжиниринг в области строительства генерации и ремонтных работ

— Инжиниринг в области создания промышленного оборудования

Следует разделять и так называемые переделы инжиниринга:

— 1-й – создание уникального оборудования под нужды заказчика.

— 2-й – компоновка серийного оборудования под требование заказчика.

Глобальные рамки.

Как бы не хотелось и не мечталось о закрытом рынке многим протекционистам, Россия все-таки вступила во Всемирную Торговую Организацию, став частью глобальной торговой системы. Полезность или фатальность это шага для отдельных отраслей промышленности, выгодность условий, оставим за скобками. Важно другое – правила игры изменились, российский бизнес может и должен выходить за границы своей «песочницы», или не возмущаться о растущем количестве игроков на территории своей. Главным остается вопрос – с чем мы идем? И вот здесь начинаются вопросы и проблемы. Не стоит забывать и о Таможенном союзе, необходимости согласования и увязки экономической политики и как следствие промышленной.

engineering_1943624aГлобальные вызовы и тренды.

Привычные связи стерты, границы глобальны. Возможно вашу сумки, спроектировали талантливые дизайнеры в России, изготовили в китайском Гуанджоу, зарегистрировали бренд в Италии и продают ее как известный итальянский бренд. Аналоги везде – бытовая техника, запасные части для авто, масса приборов и оборудования. Мир разделился на производство и инжиниринг. В плюсе все – проектные и инженерные компании получают дополнительные проценты прибыли, страны – производители – трудовую занятость, налоги и развитие территорий. Фокус от производителя давно сместился в сторону инжиниринга, именно инжиниринговая компания стала заказчиком на заводе. Если раньше и сейчас бренд товара это прямая ассоциация непосредственно с заводом-изготовителем, то в скором времени бренд —  будет название именно инжиниринговой компании-разработчика продукта. Появились глобальные инжиниринговые центры, как своего рода «центры знаний и компетенций». Китай, Бразилия и Индия очень быстро учатся и уже сейчас готовы предоставлять качественную услугу по разработке и доведению до промышленного образца удаленно и невероятно быстро. Тренд развития – современное программное обеспечение и сетевая организация труда. Тем не менее, инжиниринговая деятельность высоко стандартизирована, как на этапе разработки, так и при выдаче результата (стандарт проектов, моделирования и т.д.).

С чем идем?

Ущербность импорта технологий без создания собственной инженерной базы очень хорошо понимало руководство Советского Союза еще во время проведения сталинской модернизации. Покупка оборудования и технологий сопровождалась созданием собственных проектных и конструкторских бюро. Было ясно, что обладание не самыми современными технологиями в купе с отсутствием инженерной базы было равносильно преступлению, ибо зарубежная щедрость была обусловлена лишь финансовыми проблемами, а не помощью «братскому советскому народу». Дальнейшее послевоенное развитие системы научно-исследовательских институтов, в силу выбора в пользу приоритетного развития военных технологий, предопределило отставание в гражданских отраслях промышленности, а дальнейшее нежелание или даже неумение воспользоваться плодами конверсии привело к окончательному уничтожению многих гражданских производств, не только ширпотреба, но и электроники, приборов, оборудования, станков и пр.

Российские условия

Рынок инжиниринговых услуг, как и любой другой рынок, является очень гибкой, саморегулируемой структурой. Не секрет, что основной объем закупок в России проводится компаниями с государственным участием, это касается и инжиниринговых и проектных работ. Сложившаяся в стране модель закупок (по 44-ФЗ) не предполагает разностороннего управления рисками, и выделяет цену закупок как ключевой критерий. Подобная практика привела к доминированию на рынке компаний с низкоквалифицированными инженерными кадрами.

Также необходимо отметить, что в связи с резким падением объемов строительства крупных промышленных и энергетических объектов за последние двадцать с лишним лет, в России были утеряны навыки проектирования и строительства подобных объектов, не наработались навыки комплексного инжиниринга, что в свою очередь закономерно приводит к снижению качества строительства, увеличению сроков и стоимости реализации инвестиционных проектов.

Это значит, что в условиях низкого спроса, высокотехнологичные российские инжиниринговые и проектные компании практически не имеют рынка сбыта в собственной стране.

Проблемы российского инжиниринга можно классифицировать в зависимости от размера компаний, а также от сферы их работы.

Крупные компании очень часто созданы на базе производственных активов. Собственник, понимая, что конкуренция видоизменяется, выделят проектно-конструкторское подразделение в обособленную инжиниринговую компанию, задача которой продавать оборудование, увязывая ее в технологическое решение.

Какие бывают крупные инжиниринговые компании?

«1-й передел». Компании, создающие оборудование (например, производитель котельного оборудования, РВП). Для такой компании важным становится помощь на этапе создания опытного образца (НИОКР) и запуск пилотного проекта, который на практике покажет (докажет) все заявленные параметры. Высокая доля затрат на персонал, НИОКР, маркетинг.

«2-й передел компоновки готового оборудования в технологические решения и их увязка».

«Компания интегратор». Компания, состоящая из команды проектировщиков, конструкторов, инженеров, управленцев, которые собирают для заказчика готовое технологическое решение, а также могут отвечать за его поставку, монтаж, пуско-наладку. Высокая доля затрат на ПО, персонал, маркетинг. Специализация в области управления проектом. Пример – Технопромэкспорт.

«Инжиниринг от производителя оборудования». Аффилированная с производителем компания, которая предлагает заказчику применить в решении именно ее оборудование. Высокая доля затрат на персонал, НИОКР (если требуется), маркетинг. Пример – ЭМАльянс, Силовые Машины.

«Инжиниринг от ремонтных и строительных компаний». Компания, созданная на базе ремонтных или строительных активов и далее уже нарастившая компетенцию по сборке решения и ЕРС. Пример – Группа Е4, КЭР-Холдинг.

Для крупного инжиниринга набор проблем стандартен:

1)    Поколенческий, кадровый и профессиональный разрыв. Старые кадры – носители знаний и компетенций советской школы. Эти люди отличные специалисты, обладающие нередко энциклопедическими знаниями в своей отрасли. Эти люди уходят, а новое поколение находится в «пропасти» — не обладает советскими инженерными компетенциями, низкий уровень образования, усугубляющийся незнанием современных мировых технологий.

2)     Изношенность основных средств.

3)    Оторванность от передовых научных разработок. Система НИИ была убита, а нового не создано.

4)    Отсутствие спроса на продукцию (по большинству позиций) на мировом рынке.

Малые и средние инжиниринговые компаний были созданы на принципиально иной основе – они изначально формировались как проектные бюро, очень часто созданные на основе проектных институтов, поэтому проблемы с изношенностью основных фондов у таких компаний нет, зато кадровая проблема встает на первый план. Здесь и недостаток специалистов и высокие налоги и значительные барьеры для входа на рынок.

Малые и средние компании. Кто они?

«1-й передел». Компании, создающие оборудование (например, производитель узла учета, дизель генератора, насоса и пр). Для такой компании важным становится помощь на этапе создания опытного образца (НИОКР) и запуск пилотного проекта, который на практике покажет (докажет) все заявленные параметры. Высокая доля затрат на НИОКР, маркетинг.

 «2-й передел компоновки готового оборудования в технологические решения и их увязка».

«Компания интегратор». Компания, состоящая из команды проектировщиков, конструкторов, инженеров, управленцев, которые собирают для заказчика готовое технологическое решение, а также могут отвечать за его поставку, монтаж, пуско-наладку. Высокая доля затрат на ПО, персонал, маркетинг.

«Инжиниринг от производителя оборудования». Аффилированная с производителем компания, которая предлагает заказчику применить в решении именно ее оборудование или же может в некоторых случаях конкурировать с компаниями 1 типа. Высокая доля затрат на персонал, НИОКР (если требуется), маркетинг.

 «Банковская структура». Обычно компания сборщик решений, идущая от финансового (по сути) инжиниринга (нет предпочтения к производителю, есть цель заработать деньги и отбить инвестиции). Идеальная ситуация на рынке энергоэффективности (носитель ресурса).

«Инжиниринг от проектного института». Компания, созданная на базе проектного института (обычно с сильной отраслевой специализацией, набором типовых решений от материнской компании). Высокая доля затрат на персонал.

uch-sovet-63

Логичным выглядит утверждение, что российский рынок должен способствовать созданию и развитию российских инжиниринговых компаний. Однако это не так. Очень часто работы по модернизации, реконструкции, управлению проектом и пр. ведут иностранные компании (складывается практика, когда иностранные компании тянут за собой услуги иностранных поставщиков услуг).

При этом весьма распространенным является отсутствие в числе участников крупных проектов независимых инжиниринговых компаний, обеспечивающих контроль качества проектных и строительных работ, управление проектными рисками (в том числе контроль за расходованием направляемых средств, за их целевым использованием), контроль за соблюдением проектных решений и сроков, осуществление технического и финансового аудита проекта.

Все еще силен стереотип у заказчиков о том, что они способны самостоятельно и эффективно организовать и проконтролировать процесс строительства или реконструкции.

Но факты говорят об обратном — за последний период эффективность дирекций и отделов капитального строительства снизилась — при значительной штатной численности квалификация и мотивация их персонала зачастую остается невысокой, что также приводит к нарушению сроков строительства и завышению сметной стоимости работ.

По мнению отраслевых экспертов, в настоящее время в большинстве промышленных и энергетических компаний, являющимися заказчиками строительства новых объектов, не выстроена на должном уровне система контроля эффективности инвестиций в строительство и реконструкцию объектов. Все это имеет весомый негативный эффект для экономики – рост тарифов.

Одним из решений данной проблемы является привлечение независимых инжиниринговых компани, позволяющих значительно повысить эффективность и прозрачность реализации инвестиционных проектов, с обеспечением экономии до 30% инвестируемых в строительство средств заказчика.

Постепенно,  по мере исчерпания возможностей экстенсивного роста, с осознанием заказчиками необходимости повышения эффективности, инжиниринговые услуги в строительстве становятся все более востребованными, но при этом необходимо отметить, что в настоящее время институт независимых инжиниринговых компаний в области строительства находится в стадии становления…

Что делать?

Ответить на излюбленный российский вопрос сложно, не скатившись в рамки дискуссии о правильности более государственного или более либерального подхода. На наш взгляд, раз уж мы у себя дома подход к развитию российского инжиниринга должен быть в первую очередь хозяйским.

Если говорить о мерах поддержки то разумным будет упомянуть, что инжиниринговые компаний не только разделяются по размеру и виду деятельности, но и находятся на разных стадиях своего жизненного цикла. Так, к примеру, поддержка начинающей компании будет сильно отличаться от компании, которая уже работает на российском рынке и ей недостает чего-то чтобы выйти на международный.

Меры поддержки могут точечные и системные.

Системные меры поддержки оказывают влияние на решение общих отраслевых проблем применительно ко всем видам инжиниринга.

Точечные меры могут затрагивать весь жизненный цикл инжиниринговой компании.

Меры поддержки для малого и среднего бизнеса могут быть следующие:

Создание, развитие и поддержка новых форм привлечения специалистов «под проект» (профессиональные сообщества, группы, инжиниринговые центры, возможность изменения трудового законодательства в части возможности привлечения кадров на «фриланс»).

Поддержка (субсидирование части затрат на покупку основных средств) создания инжиниринговых центров при промышленных компаниях, но при условии объединения на единой площадке представителей профильной кафедры или института.

Воссоздание (перезапуск) производственной цепочки ВУЗ – техникум – отраслевой институт — предприятие / компания. Совестное прогнозирование спроса, производственные стажировки и практики, написание программ обучения и определение требований к этим программам.

Субсидирование инжиниринговых компаний (или налоговые льготы) на трудоустройство выпускников.

Расширение допуска компаний к центрам коллективного пользования на базе ВУЗов.

Создание на базе отраслевых НИИ «Центров компетенции» — с понятными сервисами по проектированию, созданию новых образцов оборудования, испытаниям и сертификации.

Создание «облачных сервисов» по доступу к специализированным программным продуктам. Субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства по годовому доступу.

Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере инжиниринга, на повышение квалификации персонала в области пользования специализированным программным обеспечением.

Развитие сетевых Инжиниринговых Центров: ВУЗ (профильная кафедра) – пул компаний заказчиков, интеграторов, разработчиков, (возможно отраслевой институт).

Требования к образованию специалистов формируют, в том числе и компании, работающие на рынке.

Субсидирование части затрат инжиниринговой компании на покупку специализированного программного обеспечения

Формирование системы отраслевого государственного заказа на участие субъектов малого и среднего предпринимательства – инжиниринговых компаний в конкурсах по модернизации, реконструкции, государственных унитарных предприятий и учреждений, а также компаний с государственным участием.

Основой стимулирования инновационной деятельности субъектов МСП в области инжиниринга может стать возможность гарантированного участия в выполнении государственных заказов (ГУПы, МУПы, объекты социальной сферы, административные здания). Для этого на государственном уровне может быть закреплен принцип, согласно которому федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также государственные корпорации, при осуществлении закупок в сфере инжиниринга в первую очередь должны рассматривать заявки от российских компаний. В случае если в России нет компаний необходимой компетенции и привлекается иностранная компаний, она в обязательном порядке должна иметь российского партнера из числа российских инжиниринговых компаний.

Изменение порядка уплаты обеспечительного взноса при вступлении в СРО для субъектов малого и среднего предпринимательства (рассрочка). Или субсидирование части затрат.

Субсидирование части затрат субъекту малого и среднего предпринимательства на получение сертификации по ИСО.

Создание гарантийного фонда для обеспечения участи субъектов малого и среднего предпринимательства в закупочных процедурах.

Для крупных компаний:

Модерирование развития отрасли в ручном режиме по компаниям, по направлениям, по мерам поддержки.

Актуализация списка перспективных технологий в области котлостроения, турбиностроения, а также другого оборудования (ХВО, РВП, горелки, и пр) с определением потенциальных сфер, где можно закупить технологии (лицензии), купить компании-разработчики технологий, или вложить деньги в развитие собственных наработок.

Закрепление обязательного принципа на ближайший цикл по всем государственным проектам или подрядам ГК, в случае если привлекается иностранная компания: или локализация технологии или СП с российской компанией.

Перезапустить отраслевые цепочки по каждой подотрасли и направлению. ВУЗ-отраслевой проектный институт – пул компаний.

Отраслевым институтам сделать понятные меню возможностей и услуг для коммерческих компаний.

Необходимо решить как мы развиваем технологии (в рамках коммерческих компаний, при поддержке государства) или в рамках отраслевых НИИ?

Рассмотреть возможность снижения ставки ЕСН для российских инжиниринговых компаний, где высока доля затрат на высококвалифицированный персонал.

Субсидировать затраты компаний на оборудование собственных обучающих ИЦ (закупка ПО, оборудования).

Авторы: 

Алексей Никитин – к.полит.н. Генеральный директор инжиниринговой компании «СМАРТ ИНЖИНИРС»

Плиев Хусейн – Управляющий партнер инжиниринговой компании «СМАРТ ИНЖИНИРС»

Чирков Антон —  Директор департамента энергетических проектов «Евросервис».

Нет комментариев

Оставьте ответ