Отгремели грандиозные программы Гоэлро-2, на рынке большой генерации программы по строительству объектов практически завершены, в работе лишь станции, строящиеся в регионах, развитие которых является приоритетным на долгосрочную перспективу (Дальний Восток). И если в большой генерации, несмотря на скепсис многих экспертов, все не так плохо, то на уровне ниже – в городских котельных (ТЭЦ) дела обстоят куда печальнее, ведь за прошедший период инвестиционного бума в энергетику, эта ниша в основном подвергалась не инвестированию, а «делению» между различными группами интересантов. И вот, на дворе скоро 2015 год, между прочим одна из ключевых точек большинства планов и стратегий развития, а российские регионы еще только приступают к реализации программ по реконструкции городской инфраструктуры.

Интересная ситуация: хочется и колется.1954173

Сегодня, в большинстве регионов ситуация с системой ЖКХ крайне плачевная. Региональные и городские власти понимают, что проблему с изношенностью городской инфраструктуры надо решать кардинально, но денег ни в городском, ни в областном бюджете на это нет. На уровне подсознания власти понимают, что нужен стратегический инвестор (например, концессионер), но разум подсказывает, что местного концессионера нет и не будет, а федеральный или, не дай Бог, иностранный инвестор реализует проект самостоятельно и будет не подконтрольный для местной администрации (по крайней мере на период действия соглашения). Другими факторами, препятствующими реализации проектов по реновации муниципальной инфраструктуры, можно считать банальное непонимание инструментов и механизмов работы государственно-частного партнерства, причем обеими сторонами: и властью и желающими инвесторами – не понятен механизм гарантий, возврата инвестиций, ответственности сторон. Пугает и сам срок выхода на проект, ведь для того, чтобы приступить к реальной работе, сперва необходимо провести комплексный аудит, затем разработать ТЭО, победить в конкурсе. На все минимум полтора-два года – средней российской инжиниринговой компании такой срок не потянуть, надо финансировать убытки, а перспектива призрачна. Не добавляют оптимизма и действия местных властей. Частая картина – объекты инфраструктуры сданы в долгосрочную аренду и далее уже переданы в субаренду на краткосрочный период. Понятно, что в такой ситуации инвестор просто не понимает с кем он должен выстраивать отношения, риски перевешивают возможную прибыль от реализации проекта. Понятно, что все вышеописанное происходит не от хорошей городской жизни, и местная власть крутится как может в условиях постоянной нехватки финансирования, но проблему надо решать – в противном случае мы придём к тому, что реновация уже не поможет, придется выстраивать полностью новую систему городского ЖКХ.

Инжиниринга много, а профессионалов мало.

Рынок российского инжиниринга за последнее время продемонстрировал бурный рост. Инжинирингом стало буквально все, начиная от чисто проектных бюро, заканчивая компаниями, продающими оборудование. При этом, каждая компания, обладающая «базовой компетенцией» просто достраивает недостающий блок – субподрядчиком или партнером, и становится инжиниринговой. Очевидно, что в такой ситуации о качестве, а главное о системности российского инжиниринга говорить не приходится. Масла в огонь подливает и заказчик, готовый купить что угодно, лишь бы выдержать запланированный бюджет (зачастую собранный из поверхностного мониторинга рынка) и сроки строительства. Естественно, что в этой ситуации убеждать заказчика и рассказывать ему о том, как надо «правильно» — не эффективно, а говорить про «стоимость владения» тем или иным решением уж тем более бесполезно. В такой ситуации инжиниринговому сообществу придется тратить силы и средства на обучение заказчика и, в первую очередь, не на переобучение главного инженера (который часто сам может научить некоторые инжиниринговые компании), а на «эффективных менеджеров», принимающих порой очень «эффективные» решения, голосующих «сердцем», а не головой.

Каким должен быть хороший инжиниринг?

Идеальная инжиниринговая компания использует в своем развитии модель ЕРС (EngineeringProcurementConstruction) и может предложить своему заказчику независимое и эффективное решение его задачи «под ключ». При этом независимость компании обусловлена возможностью, а главное компетентностью комбинировать (читай – увязывать) самое разное технологическое оборудование в единое эффективное решение, а не желанием «впихнуть» заказчику то, за которое платят «бонусы». По сути – именно эта компетенция самая ценная и дорогая на рынке, так как подобная компания должна постоянно прилагать усилия для мониторинга и изучения всех технологических новинок, свободно работать на любом рынке и говорить на разных языках. Второй не менее важный блок – умение реализовать свое решение – построить объект. Многие думают, что может быть проще и вот тут то рушатся все великие инженерные идеи. Плохая реализация на этапе строительства убивает весь проект. Это касается всех промышленных объектов, а в особенности объектов генерации, где цена ошибки может быть запредельно высока. И последнее качество, отличающее хороший инжиниринг от просто инжиниринга – это умение комплексно и системно реализовывать проект. Простые слова, а сколько смысла, компетентных сотрудников, умеющих вести координацию десятков поставщиков, субподрядчиков, служб наладки, работы с документами, разрешениями, проектировщиков и строителей, а главное на постоянной основе информировать заказчика о ходе реализации проекта в конструктивном «рабочем» режиме. Только такой набор составляющих успеха гарантирует заказчику идеальную реализацию проекта. Конечно, инжиниринговые истории бывают разные, есть и отличные компании, аффилированные с производителем (выстроенные на его базе) и также предлагающие отличные решения, в котором собственное оборудование умело сочетается с другой техникой. Таких компаний много в нашей стране, но в основном они работают в сегменте крупной генерации и реже в малой.

1382917982_1321554728_1102916.originalКомплексный подход в реновации ЖКХ– шанс для российских городов

Как было сказано выше, российский инжиниринг и региональные и городские власти должны идти на встречу друг другу, не боясь реализовывать сложные инфраструктурные проекты в сегменте городского теплоснабжения и ЖКХ в целом. Для городских властей важно не бояться и понимать, что только системный подход, например, к реконструкции городской ТЭЦ и сетей, а также наведение порядка в системе платежей, прозрачность тарифообразования для населения, способны вывести из тупика муниципальный ЖКХ. Проект по реконструкции котельной обязательно потянет необходимость перекладки сетей с заменой на современные, а возможно реновацию всей системы (замена старых котельных на более новые, перевод на газ, внедрение когенерации или малой энергетики, там, где нет смысла тянуть теплотрассу), а также установку счетчиков у потребителей и модернизацию тепловых пунктов. Только в этом случае можно добиться системного успеха на всей цепочке от производства энергии до конечного потребителя. Очевидно и то, что классический рынок «подряда» в ЖКХ уходит в прошлое, главным образом в силу отсутствия достаточности средств на региональном и местном уровне для комплексного развития этого сектора. В связи с этим актуальность набирает реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. Сегодня это могут быть концессионные соглашения и энергосервисные контракты. Примеры и тех и других проектов уже есть в нашей стране, главное до конца решить вопросы с защитой инвестора и механизмом гарантий возвратности вложенных средств.

авторы:
Никитин Алексей к.полит.н, Руководитель проектного центра энергоэффективности и строительства Деловой России
Плиев Хусейн Управляющий партнер «СМАРТ ИНЖИНИРС»
Чирков Антон Директор департамента энергоэффективности ГК «Евросервис»

Нет комментариев

Оставьте ответ