Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с Председателем консультационного совета акционеров банка ВТБ, Членом Коллегии национального реестра профессиональных корпоративных директоров, Заместителем Председателя Правления Института развития финансовых рынков, преподавателем Бизнес-Школы РСПП Валерием Петровым.

Добрый день, Валерий Станиславович! Правительство РФ дало поручение ряду министерств и ведомств до 1 декабря 2014 года подготовить предложения по регулированию института лоббизма в России. Что вы ожидаете от этих предложений? Как Вам видится оптимальная модель регулирования лоббизма в России?

В.П.: Понятие лоббизма существует достаточно давно и полагаю, что все, что происходит  сейчас с точки зрения отстаивания интересов бизнеса при выстраивании отношений с органами власти является нормальной практикой, которая должна быть упорядочена и формализована. Опыт западных стран, в частности США, где лоббист – это отдельная профессия, показывает, что цивилизованный лоббизм возможен. Думаю, что органам власти, отвечающим за разработку GR-законодательства, целесообразно не просто подготовить проекты нормативных и законодательных актов, но  и провести широкое обсуждение этих положений, норм и требований со структурами, которые сейчас де-факто занимаются лоббизмом, в первую очередь, это бизнес-ассоциации. Это поможет реализовать процедуры  лоббизма в соответствии с международно принятыми  нормативными рамками, которые не позволят тем, кто хочет злоупотребить своей близостью к власти, извлечь из этого определенные выгоды незаконным путем. С другой стороны, это позволит обеспечить конструктивный  контакт власти с бизнесом и снизить количество ошибок, особенно на этапе  подготовки и принятия нормативно-правовых актов. Важнейшим направлением работы здесь могло бы стать повышение эффективности оценка регулирующего воздействия (ОРВ) на этапе принятия нормативно-правовых актов  и внедрение системы анализа регулирующего воздействия на уровне конкретных компаний. Целесообразно формализовать условия и порядок взаимодействия бизнеса с властными структурам как в процессе принятия нормативных правовых актов, так и в ходе их реализации.  Основные усилия, на мой взгляд, нужно сосредоточить на повышении качества государственных решений, в том числе за счет своевременного  учета мнения бизнеса используя ОРВ. Полагаю, что необходимость таких предложений продиктована практикой GR в России, помочь в этом могли бы как  саморегулируемые организации и ассоциации занимающиеся вопросами GR, так и эксперты имеющие практический опыт лоббизма, в том числе в качестве  независимых членов Советов директоров.  Возможно, что для регулирования лоббизма целесообразно использовать институт саморегулирования.

В настоящее время идет формирование национальной платежной системы. Многие крупные игроки на финансовом рынке хотят принять участие в реализации этого проекта и получить некоторые преимущества. Как Вы можете оценить этот процесс? Являются ли, на Ваш взгляд, выбранные Visa и MasterCard стратегии по взаимодействию с органами власти верными?

В.П.: Порядок формирования национальной платежной системы регулируется отдельным  федеральным законом, поэтому принципиальных вопросов о том как она должна быть построена и регулироваться не возникает. В настоящее время идет дискуссия  по поводу отдельных вопросов практической реализации 161 федерального закона. Думаю, что на первом месте должен стоять принцип защиты национальных интересов в области финансовых рынков. Как показали последние события, каким бы серьезным  не было сотрудничество   России с международными финансовыми институтами, когда вмешиваются политические факторы, то мы можем опираться только на нашу национальную финансовую инфраструктуру. Мы видим это не только во взаимоотношении России с западными странами, но и во взаимоотношениях стран Европейского Союза между собой. Поэтому в этой ситуации ориентироваться на иностранные платежные системы, а на сегодняшний день мы в значительной степени  зависим от таких компаний как Visa и Mastercard, нам нельзя. Первое, что целесообразно сделать — гарантированно обеспечить работу национальной платежной системы внутри страны, там, где зарубежные партнеры нам не обязательны, на втором этапе нужно обеспечить ее функционирование за рубежом. Особое внимание целесообразно уделить системе проведения зарубежных транзакций, в том числе возможности использования нескольких альтернативных каналов проведения операций. Например, можно использовать уже готовые структуры, потому что всегда есть встречный поток транзакций, как с Запада на Восток, так и из России на Запад. Одно из решений — это дать возможность нашим партнерам, таким как Visa, MasterCard, создать или принять участие в создании  компаний, работающих в российской юрисдикции. Эта деятельность будет регулироваться Центральным Банком, что снимет значительную часть рисков, в том числе и политических. Второй существенный момент — это привлечение существующих российских систем, Золотой Короны и Центра, принадлежащего Сбербанку для выстраивания обновленной системы. Думаю, что вне зависимости от того, какая из них будет избрана в качестве базовой площадки, опыт обеих организаций должен быть учтен. Предполагаемое решение в рамках создания национальной платежной системы должно, в первую очередь, отвечать интересам национальной безопасности.

Современная ситуация в банковском секторе оценивается рядом экспертов неоднозначно. В частности, существуют опасения по поводу сокращения числа малых банков. Как Вы оцениваете политику Центрального Банка в этом направлении?

В.П. С моей точки зрения, политика регулятора достаточно понятна, а вот насколько она эффективна, покажет только время, потому что  значительное сокращение числа кредитных организаций, повышение прозрачности их работы и уход от нелегитимных схем обращения денежных средств – цель, безусловно, важная, нужная и она должна быть достигнута, иначе это может негативно отразиться на финансовой безопасности нашей страны и наших граждан, особенно, если бы мы допустили массовый дефолт по ряду банков. Несмотря на то, что сегодня существует Агентство по страхованию вкладов, понятно, что его фонд не рассчитан на массовый дефолт кредитных организаций. Действия Центрального Банка как раз и направлены на то, чтобы не допустить такого дефолта, поскольку это может привести не только к потерям вкладчиков, но и  массовым неплатежам на межбанковском рынке, что может негативно повлиять на экономику в целом. Санация, проводимая ЦБ, позволит сохранить доверие граждан к банковской системе. В текущей ситуации, когда западные инвестиции становятся для нас все более дорогими и менее доступными, свободные денежные средства россиян становятся для многих финансовых организаций важным источником  пополнения своей ликвидности. Думаю, что тот вектор, который выбрал для себя мегарегулятор, является верным. Вопрос заключается в темпах. Насколько быстро или медленно происходит наведение порядка в банковской системе сейчас оценить сложно. Думаю, что это станет понятно к началу 2015 года, потому что важно, чтобы с рынка не просто были убраны некачественные игроки, а чтобы их ниши заняли качественные.

Какими качествами и компетенциями, на ваш взгляд, должен обладать высококвалифицированный gr-специалист?

В.П.: Требования к высокопрофессиональному gr-специалисту, на мой взгляд, должны быть следующими. Во-первых он должен четко знать стратегические цели и задачи компании, чьи интересы он отстаивает в gr-пространстве. Потому что, если он не понимает целей более высокого порядка, чем текущие задачи, решаемые компанией, то он не сможет правильно выстроить приоритеты своей работы, так как количество нормативных актов и событий в каждом сегменте GR настолько велико, что без структурирования приоритетов его работа станет неэффективной. Второе – обязательное наличие практического опыта, как со стороны понимания государственных интересов, так и со стороны бизнеса, потому что любое gr-взаимодействие – это, прежде всего, поиск компромисса. Это не работа с инсайдом, как считают некоторые, это поиск решения, которое бы удовлетворило и государство, и бизнес. Поэтому, практический опыт такого  gr-специалиста должен быть широким. Он должен видеть риски для обеих сторон и знать как их минимизировать. Третье – понимание критериев эффективности работы, которых ждет от gr-специалиста руководство компании, интересы которой он защищает. Понятно, что предпочтение отдается финансовым показателям работы – увеличению прибыли, дохода на акцию, доли компании на рынке т.д. Однако, в рамках конкретной gr-работы необходимо из всего этого набора показателей выделить ключевые для данного момента времени. Если эти показатели определены правильно, то работа gr-менеджера будет эффективной.

Эксклюзивно для GR-NEWS

Нет комментариев

Оставьте ответ