Своим мнением для портала GR NEWS поделился Генеральный директор компании «РегионФинансСтрой» Альберт Попков

Иркутская область — субъект Российской Федерации, расположена в Восточной Сибири. Административный центр — город Иркутск.

Площадь — 774 846 км² (4.53 % территории России). Население — 2 418 348 чел. (2014). Плотность населения: 3.12 чел./км² (2014). Удельный вес городского населения: 78,9 % (2010).

Это крупный промышленный район. В общероссийском производстве обеспечивает 6,5 % производства электроэнергии, 15 % вывоза деловой древесины, 6 % добычи угля, около 20 % общероссийского производства целлюлозы, перерабатывается около 9 % нефти.

В промышленности региона наибольшее развитие приобрели лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, топливная промышленности, цветная металлургия, энергетика, машиностроение. Важным фактором развития промышленности являются минерально-сырьевые ресурсы области.

Территория сельскохозяйственных угодий составляет 2,69 млн. га, пашни — 1,88 млн га. Область относится к поясу рискованного земледелия. Порядка 46 % объёма сельхозпродукции вырабатывает животноводство.

На территории области действуют 4 гидроэлектростанции, составляющие основу энергетики области: Иркутская ГЭС; Братская ГЭС; Усть-Илимская ГЭС; Мамаканская ГЭС

Численность населения области по данным Росстата составляет 2 418 348 чел. (2014). Плотность населения — 3,12 чел./км2 (2014). Городское население —79,63 % (2013).

В регионе отмечается замедление экономического роста.

О состоянии экономики Иркутской области довольно подробно рассказал корреспондентам «МК Байкал» 28.04.2014 г. член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Иркутской области Виталий Борисович Шуба.

Дефицит бюджета Иркутской области не превышает величину, установленную Бюджетным кодексом РФ, а государственный долг находится на безопасном уровне. «Если же посмотреть в целом на ситуацию с консолидированным бюджетом субъектов федерации, то она сегодня довольно тревожная, — отметил сенатор. Основное падение в части доходов демонстрирует налог на прибыль. В прошлом году в Иркутской области снижение объема поступления этого вида налога составило порядка 13%. Причины падения поступлений налога на прибыль — это спад в экономике в целом по стране», — говорит В.Б. Шуба.

Не провалиться в бюджетную яму Иркутской области позволяет, в частности, активная работа по привлечению федеральных средств. Как отмечает В.Б. Шуба, область стала энергично участвовать в государственных программах. «Из федерального бюджета субъектам РФ поступает в рамках государственных программ 85 субсидий на сумму 368 млрд. рублей. Приангарье сегодня участвует практически во всех программах, — подчеркивает сенатор. — Недавно распределяли субсидии на поддержку сельского хозяйства, по программе энергосбережения Иркутская область тоже получает определенную сумму. По энергосбережению вообще только 25 субъектов получат поддержку. Кроме того, продвижение властями Приангарья интересов региона на федеральном уровне позволило добиться опережающего получения дотации в размере более 800 млн рублей.»

В предыдущем году Иркутская область одной из первых среди субъектов Российской Федерации перешла на «программный бюджет», на 99% состоящий из государственных программ. На реализацию указов президента в минувшем году направлено более 10 млрд рублей, из них на повышение заработной платы – 6,4 млрд рублей. Зато теперь в Приангарье наблюдается стабильная положительная динамика повышения заработной платы работников учреждений социальной сферы, а также уровня её соотношения к средней заработной плате по региону. Более 69% расходов консолидированного бюджета, или 92,4 млрд. рублей, направлено на социальную сферу – здравоохранение, образование, культуру, социальную защиту населения, физическую культуру и спорт.

Проблема увеличения притока отечественных и зарубежных инвестиций в российскую экономику остается актуальной на протяжении довольно значительного времени. Мировой опыт показывает, что для частных инвесторов главным ориентиром в выборе места приложения капитала выступает состояние инвестиционного климата. Система модернизации инвестиционного климата страны не может быть сформулирована без учета роли частного сектора. Практика инвестиционной деятельности предприятий частных форм собственности  влияют на инвестиционную привлекательность реализации инвестиционных проектов. В процессе глобальной конкуренции, например, за иностранные инвестиции, Россия может выиграть только в том случае, если инвесторы будут воспринимать ее как перспективный и не высокорискованный объект инвестирования.Инвесторы не готовы тратить свои ресурсы на решение проблем административных барьеров и коррупции. Когда инвестор будет уверен, что проект не прекратит своего существования, тогда появится стремление инвестировать в российскую экономику.

В России, несмотря на происходящие позитивные изменения, он недостаточно благоприятен для бизнеса.

Ключевые задачи улучшения инвестиционного климата определены в Послании Президента России Федеральному Собранию на 2013 год. Продолжается совершенствование законодательства. Началась реализация первых утвержденных Правительством России «дорожных карт», содержащих системные меры в области строительства, энергетической инфраструктуры, поддержки не сырьевого экспорта и таможенного администрирования.

Инвестиционный климат в регионах значительно различается. Основную  роль в его улучшении должны играть сами регионы. Должны быть созданы действенные инструменты повышения инвестиционной привлекательности. Один из ключевых для регионов − вопрос увеличения доходной базы. Важно создание стимулов для наращивания экономического и налогового потенциалов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также принятие мер, снижающих уровень их дотационности. Нужно осуществлять налоговое стимулирование регионов и муниципалитетов по привлечению инвестиций.

Хороший  инвестиционный климат в области  можно создать следующими путями:

— выявить и отобрать жизнеспособные предприятия,

— четко определить состав муниципальных экономик и ее структур,

—  расширить внутренние финансовые источники инвестиций, и прежде всего —  за счет создания благоприятных условий для притока прямых иностранных и отечественных инвестиций.

Основные пути повышения инвестиционной привлекательности региона:

— развитие человеческого капитала;

— поддержка развития малого и среднего бизнеса.

Кроме того, важно выявить все резервы территории, используя которые можно повысить социально-экономический уровень ее развития, находить уникальные предложения, позволяющие инвесторам увидеть потенциальные ниши развития бизнеса, а, следовательно, обеспечить и повышение уровня жизни населения.

Мобилизация конкурентных преимуществ региона в значительной степени сдерживается низким качеством деловой среды. Существует значительный недостаток финансовых ресурсов, который особенно негативно отражается на развитии  малого и среднего бизнеса. Формируя благоприятную среду деятельности малых и средних предприятий, важно обеспечить каждому субъекту возможность эффективного развития. Имеется в виду налоговые льготы по специальным режимам, информационную поддержку, поддержку в сфере обучения и повышения квалификации кадров, консультирование по базовым юридическим и технологическим вопросам, ликвидацию иррациональных административных барьеров и т. п.

Поэтому в настоящих  условиях развития российской экономики в целом и субъектов в отдельности, одним из актуальных путей развития становится разработка правильного, взвешенного и инновационного стратегического плана.

Суть стратегического  планирования — определение целей развития  предприятия, муниципалитетов…. и средства для их достижения. В связи с этим, планирование состоит в том, чтобы  заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, которые могут обеспечить благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий малого и среднего бизнеса. Стратегическое планирование представляет собой долгосрочный прогноз. В процессе стратегического планирования определяются долгосрочные и краткосрочные стратегические цели, вырабатывается стратегия поведения на рынке и стратегический план. Задача стратегического планирования — обеспечить принятия правильной стратегии предприятия. Современный темп развития настолько сильный, что стратегическое планирование это единственный способ прогнозирования будущих проблем и возможностей.

Одной из наиболее инвестиционно – привлекательной сферы бизнеса в Иркутской области является глубокая переработка леса.

Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на ее территории лесов  и отличается высокой лесистостью своих территорий. Площадь занимает 71,8 млн. га  или 92% ее территории, при этом земли покрытые лесом составляют 83 %. По запасам лесных ресурсов Иркутская область занимает 3-е место среди регионов России, которые составляют 9,1 млрд. куб.м.

Эффективность экономической деятельности предприятий лесной промышленности  имеет важное значение в развитии государства. Однако развитие рыночных отношений в России оказало негативное влияние на производственный лесопромышленный комплекс, что в итоге привело к технологическому отставанию отечественного  производства и снижению темпов его инновационного развития. В связи с этим одна из первоочередных задач состоит в развитии производственного потенциала и повышении конкурентоспособности отечественной лесопромышленности.

Развитие экономики России в ближайшие годы должно  расти за счет природо-ресурсных возможностей.

Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. В стране сложился большой и мощный лесохимический комплекс, который включает: заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. Лес – это строительный материал,  мебель, и т.п.
Лесопромышленный комплекс России является одним из самых фрагментированных. На современном этапе, частная форма собственности предприятий составляет 90% от общего количество предприятий, работающих в лесном комплексе. На них работают практически 50% персонала от общего числа работников отрасли, которые выпускают 2/5 продукции промышленности.

Лесопромышленный комплекс России,  в структуре промышленного производства,  по объему выпускаемой продукции занимает седьмое место. А по объему экспорта – пятое место.

Продукция, изготовленная в России, уступает по качеству, экологическим требованиям, точности обработки, а так же товарному виду и упаковке лесобумажной продукции развитых лесопромышленных стран. В связи с этим  цены на продукцию российских производителей ниже средних мировых.

Лесозаготовительная промышленность осуществляет заготовку, вывоз древесины, а также первичную обработку и частичную переработку лесоматериалов. Ее основная продукция – деловая древесина. На ее долю  приходится более 85% общего объема вывезенной древесины.

Лесозаготовительная деятельность является основной в лесопромышленном комплексе.

Для достижения целей по поддержке малого и среднего бизнеса, особенно в лесопромышленном комплексе предлагается:

  1. Сформировать на базе АСИ  инновационно-производственной структуры, которая займется выявлением и отбором жизнеспособных предприятий; выявлением четкого определения состава муниципальных экономик и ее структур.  Конечным продуктом такой работы будет являться стратегический план развития муниципальных образований для формирования инвестиционной привлекательности.
  2. Формирование под эгидой АСИ фонда поддержки среднего и малого предпринимательства для обеспечения доступности к кредитным и иным финансовым  ресурсам.
  3. Продвижение идеи снижения и упрощения налогообложения предпринимательской деятельности (как в количественном (не более 1 налога, например: уплачивать налог с выручки, где налоговым агентом будет являться коммерческий банк.) так и в качественном (ставка налога должна быть диверсифицирована от объема выручки.).
  4. Повышение доступа предприятий малого и среднего бизнеса  к объектам недвижимости за счет формирования перечней областного и муниципального имущества для целевого предоставления в аренду на длительный срок по льготной цене.
  5. Повышение уровня образования.

Нет комментариев

Оставьте ответ