На сегодняшний день остро назрел вопрос о создании государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий, который смог бы существенно облегчить жизнь инвесторам и максимально сократить срок принятия инвестиционного решения.
Рассмотрим идеальную ситуацию. Представьте потенциального инвестора, который обладает полностью сформированным земельным участком, предназначенным для строительства объекта в соответствии с видом разрешенного использования для этого участка. Представьте также пока еще не слишком частую на практике ситуацию, при которой для данного земельного участка есть полностью установленные надлежащим способом градостроительный регламент, ясен вопрос с технологическим присоединением ко всем видам инженерных сетей. Казалось бы, достаточно получить ГПЗУ, представляющий собой в такой ситуации не более чем информационный документ и приступить к строительству. Просто. Однако, на практике может оказаться, что на данном участке невозможно или критически более дорого построить допустимый с точки зрения градостроительного регламента объект по техническим, специфическим для строительства, как инженерного процесса, причинам. К примеру, «не несут» грунты. В какой момент узнает об этом инвестор при обычном течении событий? По результатам инженерных изысканий. А это денежные затраты и месяцы ожидания. Теперь предположим, что инвестор имеет возможность обратиться в государственный фонд материалов и данных инженерных изысканий и получить, в считанные часы и за небольшую плату, так называемые «карты изученности» для своего объекта, обобщенные: топографо-геодезическую ситуацию, геологическое и геоморфологическое строение, гидрогеологические условия, инженерно-экологические и геотехнические данные. В таком случае, он получает полную информацию для принятия инвестиционного решения.
Нашим, весьма совершенным, градостроительным законодательством наличие такого фонда предполагается и в Градостроительном кодексе (ст. 47 ч.6), и в основном для инженерных изысканий постановлении Правительства РФ №20 от 19 января 2006 года.
Существовала подобная система и в советское время. Занимался вопросом НПО «Стройизыскания», которому подчинялось более 60 комплексных изыскательских организаций по всей стране, так называемых ТИСИЗов. Они собирали информацию, обобщали ее и хранили у себя, постоянно обновляя. Если необходимо было принять какое-либо инвестиционное решение, обращались туда. После распада Советского Союза более пятидесяти трестов были приватизированы вместе с собранными фондами и подавляющая часть информации просто «исчезла».
На сегодняшний день изыскательной деятельностью на территории России занимается более 8000 частных компаний. Все они непрерывно проводят огромное количество полевых и камеральных работ, порождают соответствующее число отчетов о результатах инженерных изысканий, которые, сыграв свою роль, пылятся на чьих то полках или попросту выкидываются. При этом информация разрозненная, единая база и регламент взаимодействия отсутствует, гигантский труд используется более чем неэффективно.
Системно в направлении консолидации информации ничего существенного в России сделано не было.
В связи с тем, что застройщикам критически важно для принятия инвестиционного решения иметь возможность быстро и недорого получать такую информацию в одном месте, соответствующее мероприятие было предусмотрено «Планом мероприятий (дорожной картой) Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» АНО «Агентство стратегических инициатив»», утвержденный Распоряжением Правительства РФ №1336-р от 29 июля 2013 года с изменениями от 13 марта 2014 года №354-р.
Во исполнение мероприятия по п.15 «Дорожной карты» еще в конце 2013 года был разработан проект Постановления Правительства РФ «О создании государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий». Однако, Рабочая группа АСИ по мониторингу плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» дала отрицательное заключение, считая, что данный проект постановления представляет из себя не более чем идею, решает задачу создания государственных фондов инженерных изысканий лишь формально, содержит бланкетные отсылки к будущим, еще не разработанным документам, фактически просто констатируя, необходимость создания фонда, что уже предусмотрено действующим законодательством и никто не оспаривает.
Рабочая группа АСИ вышла с предложением разработать систему нормативного и технического регулирования, которая позволила бы отрегулировать этот вопрос сущностно и комплексно, установила ясный для участников гражданского оборота порядок. При этом нужно решить множество задач. К примеру, вопрос о собственности на уже имеющиеся изыскания, о порядке передачи материалов и результатов инженерных изысканий застройщиками в фонд и выдаче из него, обобщении и хранении информации операторами фонда, порядке отбора операторов фонда, выработать регламенты взаимодействия с застройщиками различных форм собственности и данными операторов фонда, установить форматы хранения и передачи данных, использование ЭЦП и многое другое.
Очень важно воспользоваться при этом успешным региональным опытом и информацией, которая сохранилась, а кое-где даже преумножилась, особенно у разумных хозяев. В качестве примеров, пусть не идеальных, но вполне работающих, можно привести московский государственный ГУП «Мосгоргеотрест», или частный ОАО «НижегородТИСИЗ». Совершенно необходимо не создать новым регулированием дублирующие структуры и не сломать уже работающие механизмы.
Для выработки взвешенных решений регулятору, Минстрою России, разумно привлечь изыскательское экспертное сообщество, строительный бизнес, представителей законодательной и исполнительной власти, саморегулируемые организации и их объединения.
Кроме того, стоит учесть следующее существенное обстоятельство. В настоящее время в разной степени работоспособности государством поддерживаются следующие базы данных: в сфере недвижимого имущества и землеустройства Государственный кадастр данных, представленный на ГЕОПОРТАЛе Росреестра России, в сфере территориального планирования Федеральная геоинформационная система территориального планирования (ФГИС ТП) Минрегиона России, в сфере обеспечения градостроительной деятельности Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), которой занимаются регионы, а регулирует Минстрой России и, наконец, в сфере хранения данных инженерных изысканий Государственный фонд материалов и данных инженерных изысканий, также находящийся в ведении Минстроя России. К этому можно добавить собственные базы отдельных ФОИВов и крупных, к том числе инфраструктурных, компаний. Но даже и без них ситуация выглядит далекой от рациональной или даже осмысленной. Три ведомства и три базы со связанной земельно-градостроительной информацией, на которые государство тратит сотни миллионов рублей ежегодно, существующие сами по себе, выстраиваемые на различных и «не всегда» отечественных IT платформах. В этой ситуации ставить вопрос о появлении еще и четвертой, без решения их взаимной увязки кажется не самой лучшей идеей. Это ведь не просто вопрос только эффективности использования средств и национальной безопасности. К примеру, несовпадение систем координат и методик, приводящее к несовпадению землеустроительных и градостроительных границ, одна из реальных проблем явно не способствующих благоприятному инвестиционному климату.
Тем не менее, стоит надеяться, что у Правительства РФ хватит настойчивости и компетенций для решения этих задач. В этом пригодится и накопленный опыт Росреестра и Минрегиона Росиии, и свежий взгляд на вещи недавно образованного Минстроя России. Хочется верить и в их способность выстроить эффективное взаимодействие.
Таким образом, работа над созданием государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий потребует решения множества задач и проблем. Приобретшая опыт во взаимодействии с ФОИВами, Рабочая группа АНО «АСИ» едва ли пойдет на полумеры и половинчатые решения. Однако, ответственная, продуманная и комплексная «расшивка» вопроса позволит инвесторам получать необходимую информацию о месте предполагаемого строительства в кратчайшие сроки, за доступные средства и существенно сократит срок принятия инвестиционного решения, обеспечив инвестиционному климату в России новое качество. Это, как никогда, актуально и важно сегодня.

Нет комментариев

Оставьте ответ