РСПП начиная с марта 2014 года активно участвовал в обсуждении законопроекта, касающегося налогообложения нераспределённой прибыли контролируемых иностранных компаний.

Введение правил налогообложения нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний является важным и необходимым этапом развития налоговой системы РФ.  В то же время введение правил является серьезным изменением существующего налогового режима, способным оказать существенное влияние на разные категории социальных и экономических групп в РФ.

По итогам консультаций с представителями профессионального и бизнес-сообществ, а также с профильными ведомствами РФ, РСПП подготовлен проект закона, предлагающий сбалансированный и поэтапный подход к решению проблемы налогообложения нераспределённой прибыли контролируемых иностранных компаний (в дальнейшем КИК).

Учитывая, что количество иностранных компаний, контролируемых российскими резидентами, составляет сотни тысяч единиц, РСПП при разработке Законопроекта руководствовалось следующими принципами:

  1. Законопроект должен предусматривать простой и понятный порядок администрирования.
  2. не должен стимулировать уход  в тень.
  3. не должен стимулировать к смене налогового резидентства.
  4. не должен ухудшать конкурентоспособность российского бизнеса за рубежом.
  5. не может являться инструментом борьбы с откровенно криминальным поведением, которому должны противодействовать нормы уголовного права и специальные нормы по борьбе с налоговыми злоупотреблениями.
  6. должен мотивировать возврат средств в экономику  Российской Федерации.

Реализация указанных принципов предполагает следующее:

Ограничение сферы действия правил КИК странами из текущего «черного» списка Минфина России и неизменность списка в течение пяти лет действия закона. Этот список уже содержит те юрисдикции, компании из которых в основном используются для обслуживания схем ухода от налогов и концентрации выведенных из-под налогообложения средств. Неизменность «черного» списка обеспечит необходимую стабильность налогового режима в РФ, которая является важной составляющей качества инвестиционного климата в стране.

Одновременно предполагается внести изменения в Соглашения об избежании двойного налогообложения со странами, которые наиболее часто используются для владения российскими активами (Кипр, Нидерланды, Люксембург и Швейцария), увеличив минимальную налоговую ставку по налогу у источника в отношении дивидендов до 9%. Данное решение потребует пересмотра соглашений с указанными юрисдикциями, но издержки данной работы представляются существенно меньшими по сравнению с негативными последствиями для российской экономики от полномасштабного введения правил КИК.

Определение порога контроля КИК предлагается установить  на уровне 50% плюс 1 акция (с учетом взаимозависимых лиц). Такой порог контроля позволит включить в периметр налогообложения иностранные организации, которые действительно находятся под контролем российских акционеров.

Объектом налогообложения будет являться сумма прибыли КИК, подлежащая распределению по данным финансовой отчетности, составленной по национальным правилам КИК, за вычетом уплаченного налога и уменьшенная на величину выплаченных по итогам отчетного периода дивидендов.

Также в Законопроекте устанавливаются четкие критерии резидентства для иностранного юридического лица на территории РФ, секторальные исключения из категории КИК, переходный период, меры по стимулированию вложения средств КИК в активы Российской Федерации.

Основные положения Законопроекта находятся в полном соответствии с положениями законопроекта, подготовленного Минэкономразвития России, частично дополняя и расширяя его.

Очень важно, что ключевые элементы законопроекта – этапность его применения, администрируемость и исполнимость  поддержана Президентом РФ.

Ознакомиться с текстом Законопроекта и подробной аннотацией можно на сайте РСПП.

© РСПП

Нет комментариев

Оставьте ответ