В пятницу, 26 сентября, в Москве прошло заседание Ассоциации Менеджеров России (АМР), на котором обсуждался правительственный законопроект о введении института лоббизма в России. Председатель комитета АМР по связям с органами власти Марат БАШИРОВ поделился своим видением того, в чем плюсы и минусы будущего закона.

— Марат Фаатович, удалось ли достичь каких-то договоренностей, прийти к взаимопониманию?

— У нас не было цели прийти к конкретным договоренностям, скорее это заседание стало площадкой для свободного выражения мнений. Диалог получился довольно острым, так как тема лоббизма крайне актуальна.

Для нас было важно соблюсти баланс между интересами бизнеса и общества. Государство одинаково защищает всех граждан, и закон будет одинаково распространяться на всех.

Однако ни для кого не секрет, что внутри гражданского общества существуют люди, которые не просто отстаивают интересы тех или иных общественных групп, но и занимаются зарабатыванием денег. И здесь необходимо четкое разграничение, ясное понимание того, кто и какие интересы лоббирует, с какой целью.

— Не приведут ли эти «тонкости» к еще большей бумажной волоките среди чиновников?

— Безусловно, государственный аппарат налагает на себя некоторые ограничения, опубличивает себя. В этом случае дополнительная нагрузка на госаппарат неизбежна, но это нормальный процесс.

Мы часто ссылаемся на западный опыт, но если разобраться, то по сравнению со странами Запада, мы далеко не так бюрократизированы. Да, новые отчеты создадут определенные неудобства для чиновников, но когда речь идет об интересах миллионов людей, заполнение лишней бумажки не представляется трагичным.

— К каким последствиям может привести принятие этого закона? Проще говоря, кому станет легче, а чью жизнь он может усложнить?

— Это полезно, в первую очередь, для граждан, бизнес сможет работать эффективнее, но жизнь чиновников несколько усложнится. На сегодняшний день лоббизм в России не оформлен, но состоялся. Любое подробное описание, структурирование, налагает ограничения, создает новые процедуры.

Для меня важно, логичен закон или не логичен. И я уверен, что этот закон является абсолютно логичным, он показывает, что государство движется последовательно.

— Тем не менее, многих волнуют именно детали, как на практике будет реализовываться этот закон.

— Да, конечно, участники дискуссии задавали вопросы о том, как быть, если к чиновнику подошли после окончания рабочего дня или в перерыв, если человек не подпадает под действие закона.

Закон коснется не только бизнеса, но и общественных организаций. Здесь тоже есть нюансы, эти процедуры нужно прописывать более конкретно. Это слабое место, но его можно проработать только столкнувшись с практикой. Самое важное — государство впервые признало, что граждане и бизнес защищают свои интересы.

— Как, на Ваш взгляд, будет реализован этот закон в регионах?

— В регионах все намного сложнее. У нас очень большая страна, существуют совершенно разные практики госуправления, сформированы местные элиты, у которых есть свое отношение к тем процессам, которые происходят в Москве.

Несмотря на то, что закон будет един для всех, ожидать, что практическое его применение везде будет одинаково не стоит. Тем не менее, исходя из всего, что делало государство до этого, этот закон будет логичным. И, с точки зрения логики, его можно только приветствовать.

В конце августа на портале для раскрытия проектов нормативных актов Минэкономразвития опубликовал законопроект, который обязывает государственных и муниципальных служащих категории «руководитель» ежемесячно отчитываться перед уполномоченными структурами о встречах с гражданами, представляющими интересы общественных объединений (к которым причислены, в частности, и политические партии), российских и иностранных коммерческих и некоммерческих организаций.

Отчеты чиновников должны будут ежемесячно публиковаться на сайтах органов, в которых те служат, а за несоблюдение требования будет грозить дисциплинарное взыскание.

Исключение предложено сделать для чиновников Министерства иностранных дел и торговых представительств России за рубежом.

Чиновникам, попадающим под действие закона, разрешат не отчитываться о посещениях рабочих групп, совещаний, организованных государственными и муниципальными органами, и пресс-конференций. Под исключение должны попасть и встречи, связанные с исполнением закона о госзакупках, считают авторы проекта.

Обязанности граждан, приходящих на прием к чиновникам, также предложено расширить: люди должны будут не только предъявлять удостоверение личности, но и сообщать, чьи интересы представляют.

Отсутствие такого сообщения может стать поводом для отказа в ответе на вопрос гражданина, если из вопроса понятно, что он все же представляет чьи-то интересы.

Источник: http://www.politrus.com/2014/09/27/marat-bashirov/

Нет комментариев

Оставьте ответ