В России уже более двух лет действует уникальный институт уполномоченных по защите прав предпринимателей, который не просто защищает отдельных представителей бизнеса, но и продвигает прогрессивные идею по улучшению государственного регулирования. Основная цель — это устранить сами причины нарушений прав предпринимателей, что делает данный институт реальным каналом цивилизованного лоббизма для бизнес-сообщества, активно участвующего в деятельности данного института в качестве общественных экспертов, изучающих жалобы, поступающие в адрес уполномоченных по защите прав предпринимателей. О достигнутых целях, текущей работе и перспективах этого института мы поговорили с президентом Межрегионального общественного фонда «Деловая перспектива» и членом Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Диной Крыловой.
Здравствуйте, Дина Владимировна! Институту уполномоченных по защите прав предпринимателей в этом году исполнилось два года. Как вы можете оценить его эффективность по сравнению с другими институтами цивилизованного взаимодействия с властью?
Д.К.: Я оцениваю этот институт как высокоорганизованнй, поскольку он уникален не только для России, но и для мирового сообщества, и ориентирован в своей деятельности на такие принципы как полная открытость, прозрачность, опора на гражданское общество и обеспечения общественного контроля, так как работа общественного эксперта включена непосредственно в процедуры работы института бизнес-омбудсмена. Примером может быть рассмотрение жалоб по нарушению прав предпринимателей уголовно-правого характера, когда в ходе публичного обсуждения заслушиваются точки зрения всех сторон конфликта в присутствии широкого круга экспертов, решения выносятся на основании общественного вердикта,и возможность ошибки сведена к минимуму. И самое главное то, что исполнение должностными лицами решений, которые принимаются после рассмотрения уполномоченным жалобы впоследствии контролируются общественными омбудсменами. То есть, в деятельности уполномоченного как представителя власти значительную роль играет деловое и экспертное сообщество. Это уникальный формат взаимодействия, когда бизнес и государственный орган совместными усилиям решают проблемы бизнеса и власти.
Существует ли KPI уполномоченного?
Д.К.: Это сложно формально сводить к KPI , потому что много проблем возникает в связи с тем, как подготовлено обращение. Иногда обращения содержат жалобы по вопросам, которые не относятся к сфере компетенции уполномоченного, — например, хозяйственные споры, в которых органы власти могут оказаться вовлеченными одной из сторон. И когда выясняется, что органы власти просто постарались использовать для решения тех или иных вопросов и сознательно ввели в заблуждение, то, во-первых приходится останавливать органы власти, чтобы они не вмешивались, и, во-вторых, отказываться от рассмотрения этого конфликта по существу, чтобы стороны решали его цивилизованным путем. Имеют место быть лукавые заявления, когда пытаются использовать институт уполномоченных в ситуациях, когда сам предприниматель не прав.
В уже принятый закон об уполномоченных неоднократно вносились поправки. В апреле депутатом Звагельским был внесен очередной проект закона, который предусматривает наделения уполномоченного неприкосновенностью. На ваш взгляд, каких полномочий не хватает для наиболее эффективного осуществления полномочий как на федеральном, так и на региональном уровне?
Д.К.: Думаю, что не хватает неприкосновенности, потому что уполномоченный защищает бизнес от вмешательства со стороны органов власти. Иногда некоторые недобросовестные предприниматели пытаются использовать чиновников коррупционным путем, чтобы добиться поражения одной из сторон в корпоративной борьбе, завладеть чужой собственностью и так далее. Как правило, это коррупционные задачи, которые решают органы власти. Благодаря вмешательству омбудсмена они лишаются возможности неправомерно использовать свое служебное положение в корыстных целях. Таким образом, наносится удар по нелигитимным действиям чиновников, и они могут за это мстить. Поэтому, важно, чтобы омбудсмен был обеспечен дополнительной правовой защитой.
Дайте оценку работе консультативных органов при уполномоченном. Как вы считаете является ли их структура и объем полномочий оптимальными?
Д.К. Я могу охарактеризовать их работу на пять с плюсом, поскольку общественные эксперты делают огромную работу, используя свои собственные интеллектуальные и материальные ресурсы. Они ведут активную работу по рассмотрению жалоб, но и участвуют в экспертной работе при подготовке Ежегодного доклада главе государства.