4 марта 2014 года состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором рассматривался вопрос об инновационном развитии в сфере строительства. В п.4 Протокола поручено Минстрою России, Минпромторгу России, Росстандарту «… с участием национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере в ходе реализации комплексной программы мероприятий обеспечить гармонизацию российских и европейских стандартов в области строительства (Еврокодов) в целях применения передовых инновационных технологий и материалов, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение и повышение энергоэффективности зданий и сооружений» со сроком реализации 17 декабря 2014 года.
Система «Еврокодов» есть комплекс европейских стандартов (EN) для проектирования зданий и сооружений, строительной продукции, разработанных европейской организацией по стандартизации CEН. Общее количество составляет около 3 тысяч документов, десять «Еврокодов», состоящих из 58 частей, примерно 5 200 страниц. «Еврокоды» в соответствии с «пакетным принципом» содержат ссылки на стандарты, устанавливающие требования на материалы, правила производства работ и тому подобное, объемом примерно 1500 документов.
Одним из предложений по исполнению этого поручения, высказываемых в экспертном сообществе и обсуждаемых федеральными регуляторами стало обеспечение возможности применения «Еврокодов» на альтернативной российским стандартам основе. Это критически отличается от идеи гармонизации, предложенной комиссией по модернизации. Иначе говоря, Застройщик сам выбирает, в какой системе стандартов ему выполнять проект, проходить градостроительные процедуры, включая экспертизу проектной документации и сдавать объект. Правовая возможность такого решения предусмотрена ч. 3 ст. 6 ФЗ-384. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 6, документы, применяемые на альтернативной основе, должны быть приняты в качестве национальных стандартов или сводов правил. 17 сентября 2013 года было подписано Соглашение о сотрудничестве Росстандарта и европейских органов по стандартизации СЕН/СЕНЕЛЕК, в котором у нас есть право принимать европейские стандарты в качестве российских стандартов с учетом климатических, геофизических, технологических и других особенностей России без уплаты роялти, без обязательной отмены действующих российских документов, с одним лишь уведомлением СЕН/СЕНЕЛЕК.
Специалистам ясно, что решение будет иметь огромное значение для будущего строительной отрасли и имеет смысл пусть очень кратко посмотреть на плюсы и минусы подобного развития ситуации.
Основное преимущество, возможность входа европейских инвесторов на российский рынок. В инженерном плане это создание единой, постоянно актуализируемой идеологиипроектирования, подробные и исчерпывающие расчетные нормы, огромный объем вспомогательной информации для инженеров, большой объем «лучших практик», развивающееся ПО.
Минусы заключаются в проблемах методологии одновременного существования европейских и национальных стандартов, сложность практического использования только одной системы, что является необходимым условием правильной работы. С технической точки зрения: в невозможности изменять параметры, определяемые на национальном уровне, что влечет ограничения применения,например, отрицательная температура для расчета металлоконструкций определена в -50 град. C., в России для ряда регионов она ниже; большой объем и сложность документов, национальная адаптация, что требует разработки большого количества ПО; отсутствие стандартов по организации строительного производства; практическая невозможность ручных расчетов в силу сложности расчётных методов.
Эксперты отмечают существенное различие принципов и методик проектирования по «Еврокодам» от российской системы технического нормирования. Снеговая и ветровая нагрузки, температуры, специфические грунты, включая карстоопасные зоны и вечную мерзлоту, сейсмика, — все это сделает национальную адаптацию европейских стандартов к отечественным условиям совсем непростым делом. Известны примеры недавних аварий по этой причине: обрушение складского комплекса в Домодедово, несущих стоек на крытой автостоянке «Метро» в Москве.
Однако, самое существенное в другом. При избрании стратегии альтернативного применения европейских стандартов в России мы вынуждены будем поддерживать две системы стандартизации: разрабатывать программное обеспечение и проводить его верификацию, обучать специалистов, проводить испытания материалов и сравнительные расчеты. Это не только существенные средства, но и неизбежная в период национальной адаптации путаница. Едва ли найдется много компаний, которые способны будут работать одновременно в двух системах, что приведет к нарастающей конкуренции и, в конечном итоге, невозможности поддерживать одну из систем стандартизации. Учитывая разницу в объеме рынка и количестве средств, которые европейские страны тратят на поддержание «Еврокодов», можно предположить, что с принятием такой системы мы лишимся национальных системы стандартов в области строительства. Национальных стандартов, тех самых СНиПов, которые совсем недавно признавались одними из лучших в мире, по которым и сейчас работают некоторые страны, на создание которых наши предки потратили столько интеллектуальных и финансовых ресурсов, что даже фактическое отсутствие их поддержки в течение двух десятилетий не смогло их сломать. Это вызовет очевидную технологическую зависимость, ослабление конкурентных позиций отечественных строителей, фактически потерю национального суверенитета в области строительства. К чему подобный сценарий приводит, мы легко можем видеть прямо сейчас, в условиях санкционного периода конкурентной борьбы наших стран на мировой арене. Такую ли цену надо заплатить за сомнительные преимущества облегчения привлечения отдаляющихся от нас европейских инвестиций, вот в чем вопрос, стоящий перед Правительством РФ. Вероятно, уместно будет вспомнить старое правило: «Тот, кто не хочет кормить свою армию, кормит чужую».