Законопроект о территориях опережающего развития, дающий исключительные налоговые льготы бизнесу на Дальнем Востоке, получил одобрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности и в четверг может быть утвержден на заседании правительства. Вместе с освобождением от уплаты части налогов предприниматели окажутся встроены в жесткую вертикаль власти, создаваемую Минвостокразвития.

Законопроект о территориях опережающего социально-экономического развития вводит новое понятие только для Дальнего Востока – ТОСЭР (ранее в правительстве использовалась аббревиатура ТОР). Еще летом предполагалось, что такие территории будут создаваться на всей территории России вместе особыми экономическими зонами. На этом настаивали и премьер-министр Дмитрий Медведев, и министр экономического развития Алексей Улюкаев. Поручение разработать законопроект только для Дальнего Востока дал президент Владимир Путин 12 сентября во время своей поездки в этот регион. Такого решения Минвостокразвития добивалось изначально. В сентябре президент установил правительству жесткий срок внести законопроект в Госдуму уже 15 октября.

Вариант, одобренный в понедельник правительственной комиссией, гарантирует резидентам территорий опережающего развития налоговые льготы, которые не применяются на остальной территории России. Нулевая ставка предусмотрена по федеральной части налога на прибыль сроком на десять лет. Региональную часть налога разрешается устанавливать на уровне не выше 5%. Как следует из пояснительной записки к пакету законопроектов, с которой удалось ознакомиться РБК, такая мера должна «не привести к снижению налогооблагаемой базы в субъектах Дальнего Востока». Другая льгота – сокращение страховых взносов до 7,6% от фонда оплаты труда (ставка для всей страны – 30%). Выпадающие доходы внебюджетных фондов предлагается компенсировать из федерального бюджета. Также дальневосточный бизнес не будет платить региональные имущественный и земельный налоги.

Управлять ТОСЭР будет управляющая компания, контролируемая Минвостокразвития. Министерство и УК смогут оказывать влияние не только на резидентов территорий, но и на муниципальные образования, которые попадут в зону ТОСЭР. УК будет следить и за размещением в ТОСЭР других подразделений федеральных органов исполнительной власти. Излишнее административное дублирование их функций предложено ограничить в тексте закона в виде «совместных проверок», которые не могут продолжаться более 15 дней.

В Минфине и Минэкономразвития не комментируют пзаконопроект. В Минвостокразвития РБК сообщили, что текст одобрен комиссией в редакции министерства. «Мы внесли ряд корректировок, по большей части технических, теперь замечания, поступившие от федеральных ведомств при согласовании, устранены», – пояснил представитель министерства. В документах Минвостокразвития отмечается, что «не представляется возможным» дать оценку влияния законопроекта на бюджет, «принимая во внимание общий институциональный характер документа». Но при этом отмечается, что каждый бюджетный рубль, вложенный в ТОСЭР, привлечет 19 руб. частных инвестиций. Источник в Минэкономразвития говорит, что эти расчеты могут подтвердить лишь паспорта проектов, которые в Мин­экономразвития не представлены.

Бизнес-сообществу законопроект скорее понравился. Управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин надеется, что при подготовке законопроекта ко второму чтению в Госдуме будет найдено оптимальное решение некоторых проблем. Так, по его словам, законопроект ведет к не всегда оправданному перераспределению полномочий между органами власти, что .создает риски в сфере земельных отношений.

Он также против резкого расширения полномочий Минвостокразвития и в части градостроительной деятельности. «Неясна причина, по которой этому органу передается функция согласования схем территориального планирования региона, в котором создается или функционирует ТОСЭР», – рассуждает Варварин. По его словам, еще больше вопросов возникает в связи с тем, что у Минвостокразвития появляются полномочия резервировать земли и изымать участки для федеральных нужд, в том числе в связи с созданием инфраструктуры ТОСЭР.

После одобрения законопроекта правительством Минвостокразвития намерено начать разработку документации «создания сети ТОСЭР» и «информационного обеспечения привлечения частных инвестиций». Как следует из пояснительной записки министерства к предложениям по пересмотру госпрограммы для Дальнего Востока, опубликованной 3 октября на regulation.gov.ru, на этопредлагается потратить 238,7 млн руб. в 2014 году и 198,2 млн руб. в 2015 году. Средства возьмут за счет досрочного прекращения действия ФЦП «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах».

© Пресс-служба РСПП

Нет комментариев

Оставьте ответ