В апреле 2014 года глава государства обратил внимание общества на необходимость формирования института лоббизма. Президентом был озвучен Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, согласно которому Правительству РФ необходимо внести ряд предложений, направленных на создание нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. Тем самым Владимир Путин  подчеркнул значимость процессов формирования института лоббизма в России.

Незадолго до оглашения Национального плана противодействия коррупции, весной 2014 года в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова в рамках очередного Московского экономического форума прошел круглый стол, посвященный формированию института лоббизма в России. Его точное название звучало следующим образом: «Лоббизм в несырьевых секторах экономики: как есть и как должно быть». В круглом столе приняли участие представители крупного бизнеса, в частности директора департаментов по связям с органами государственной власти, руководители правительственных структур и общественных организаций. Среди них директор департамента внешних связей фармацевтической компании STADA CIS Иван Глушков, директор ассоциации производителей сельскохозяйственной техники «Росагромаш» Евгений Корчевой, президент некоммерческого партнерства «Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства» Марат Баширов, директор департамента по связям с органами государственной власти SCA Russian Federation Евгений Махортов, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин, вице-президент предпринимательской ассоциации «Деловая Россия» Николай Остарков, заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Илья Клочков, руководитель проектов Открытого правительства Александр Дынин, руководитель аналитического департамента коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»  Кирилл Петров, начальник отдела организации международной экспертизы Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Коньков, учредитель фонда «Защита нации» Сергей Сушинский. Модератором мероприятия выступила Ирина Толмачева, эксперт в сфере взаимодействия власти и бизнеса.

Мероприятия длилось более двух часов. Докладчики и эксперты ответили на множество вопросов от присутствующих в зале гостей Московского экономического форума. Заявленная тема круглого стола «Лоббизм в несырьевых секторах экономики: как есть и как должно быть» постепенно трансформировалась в обсуждения современных инструментов цивилизованного лоббизма – института Открытого правительства и процедур оценки регулирующего воздействия. Мнения экспертов и докладчиков относительно эффективности нововведений разделились. Некоторые отметили их бесполезность в современной системе государственного управления и вертикали власти, другие настаивали на необходимости развития этих институтов, апеллируя к здравому смыслу, международной практике и важности формирования процедур цивилизованного лоббизма и гражданского общества в России. Также на чаше весов оказались современные методы коммуникаций власти и общества – портал раскрытия информации regulation.gov.ru и социальная сеть Facebook. Государственный служащий отстаивал значимость портала regulation.gov.ru, подчеркивая ценность его регламента: чиновник обязан ответить на все замечания и комментарии граждан к документам, размещенным на портале. Джиарщик отметил простоту и высокую результативность переписки с чиновниками в сети Facebook: написал личное сообщение из трех слов, и через три секунды есть ответ от замминистра. Представители ассоциаций рассказали про оптимистичный и пессимистичный ход лоббистских процессов. Первый зависит, среди прочего, от верно выстроенной психологической составляющей взаимоотношений лоббиста и чиновника, второй является следствием непонимания чиновниками проблем бизнеса и отрасли. Эксперты и аналитики предложили ориентироваться в лоббизме на процессы глобализации и международные отношения, на продвижение перспективного направления общественного лоббизма, а также на формировании института лоббизма как инструмента повышения эффективности государства. В заключение модератор круглого Ирина Толмачева отметила важность публичного обсуждения вопросов формирования института лоббизма, и необходимость развития институтов и процедур, направленных на воплощение прозрачности и взаимоотношений власти и бизнеса. Открытое правительство и оценка регулирующего воздействия – первые шаги к открытости государственных структур и изменению в сознании граждан видения процессов лоббизма и самой власти. Действительно, лоббизм должен встать на службу государству, выйти из серой зоны общественного мнения, в котором он связывается с коррупцией и взятками, укрепиться на чистой линии сотрудничества с государственными структурами, способствовать эффективности и процветанию государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет комментариев

Оставьте ответ