Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия органов власти и представителей общественных объединений, индивидуальных предпринимателей и их представителей, коммерческих компаний, в том числе иностранных» представленный Правительством днями ранее является попыткой исполнить поручение Председателя Правительства РФ, которое возникло вследствие оглашения Президентом Национального плана противодействия коррупции на 2014-2016 гг. Законопроект односторонний, направлен, в первую очередь, на ограничения чиновников, и только косвенно затрагивает деятельность лоббистов.

Согласно законопроекту, чиновники должны отчитывать о проведенных встречах с предпринимателями и представителями интересов общественных групп, публикуя информацию в сети Интернет. Законопроект предусматривает некоторые лазейки. Например, не все чиновники должны отчитываться о переговорах, а только чиновники руководящего звена, но, к примеру, министр уже не должен раскрывать информацию о встречах. Кроме того, под действие законопроекта не попадают сотрудники Министерства иностранных дел РФ, что совершенно правильно и рационально. Также персональные данные должны предоставлять и представители бизнеса или общества, которые принимали участие в переговорах с чиновником. Все это – недостаточные меры для того, чтобы институт лоббизма в России приобрел легитимность, то есть был законодательно закреплен, а его процессы вызывали доверие большинства граждан. Представленный законопроект не гарантирует в полной мере открытости процессов лоббизма и снижения коррупции, на которые он был направлен. Но является первым шагом к легитимации института лоббизма, который до сих пор формируются стихийно, естественным путем, с учетом всех положительных и отрицательных сопровождающих процесс эффектов.

Институт лоббизма представлен лоббистами и джиар-специалистами. В настоящее время таковых в Российской Федерации насчитывается более пяти тысяч человек. Среди них сотрудники консалтинговых компаний, специализирующихся на лоббистских процессах, специалисты департаментов по взаимодействию с органами государственной власти и представители отраслевых ассоциаций, как в столице, так и в регионах. Численность лоббистов растет с каждым годом, так как их деятельность за прошедшие двадцать с  лишним лет рыночной экономики оформилась в престижную и высокооплачиваемую профессию. В некоторых крупных компаниях численность джиар-специалистов составляет двадцать-тридцать человек. Руководящие должности  в таких департаментах обычно занимают специалисты с большим опытом работы в органах государственной власти. Созданы две ассоциации, которые объединяют цивилизованных лоббистов. Рынок лоббистских услуг, с одной стороны, расширяется из-за увеличения численности специалистов, с другой стороны, суживается за счет исключения тех, кто не соответствует неформальным критериям цивилизованного лоббистского сообщества. Уже сформировалась прослойка из профессионалов, которые представляют интересы предпринимателей в органах государственной власти, и могут быть полезны по обе стороны баррикад.

Чиновникам необходимы лоббисты, как специалисты, которые лучше других, а зачастую и лучше самих чиновников, разбираются в проблемах своей отрасли. Они являются экспертами, которые приносят чиновникам необходимую для них информацию, на базе которой рано или поздно вырастают те или иные нормативно-правовые акты, регулирующие отрасль и соответственно бизнес. Чиновник, как заинтересованный в процветании государства и общества деятель, обычно прислушивается к экспертным оценкам лоббистов, профессиональная задача которых состоит в том, чтобы бизнес или отрасль, которую они представляют, работали  лучше и эффективнее. Поэтому они обоюдно заинтересованы в прямых контактах и открытости информации.

В современной России очень многое зависит от государственных органов, в том числе и предпринимательская деятельность. Наивно полагать, что без участия и расположения государства возможно процветание той или иной отрасли. Бизнесу лоббисты крайне необходимы. Не меньшей степени в цивилизованных лоббистах заинтересовано и государство, но в России лоббизм как институт до сих пор не легитимен, так как не имеет достаточной нормативно-правовой основы – профессия и ее процессы не утверждены законодательно и не вызывают доверия. В сознании большинства граждан лоббисты до сих пор ассоциируются с теми, кто приносит чемоданы с деньгами в кабинеты чиновников, хотя цивилизованный лоббизм представляет собой коммуникативные процессы за рамками Уголовного Кодекса и следование регламенту государственного аппарата.

Легитимация института лоббизма позволит государству управлять процессами лоббирования, в первую очередь, в части повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти. Легитимация должна состоять в законодательном и общественном признании профессии лоббиста. Институту лоббизма необходим всеобъемлющий регулирующий деятельность федеральный закон. В первую очередь, закон должен ограничивать и дисциплинировать не чиновников, а самих лоббистов.

Следуя международной практике, в рамках закона необходимо создать реестр специалистов по взаимодействию с органами государственной власти. Но, в отличие от опыта США, где лоббисты обязаны отчитываться почти о всех профессиональных движениях, в России вхождение в реестр должно быть добровольным. Лоббистам будет достаточно состоять в реестре, и декларировать, чьи интересы они представляют. Это может быть Агентство учета и квалификации специалистов по взаимодействию с органами государственной власти при Открытом правительстве или Министерстве экономического развития РФ. Идея создания такого Агентства и содержание его работы активно обсуждались в июле текущего года в рамках существующей при Открытом правительстве Экспертной группы по разработке нормативно-правовых основ регулирования деятельности по взаимодействию с органами государственной власти, координатором которой выступила Ирина Толмачева, эксперт в этой области.

Ключевым функционалом Агентства станет учет специалистов по взаимодействию с органами государственной власти, взаимодействие с исполнительными и законодательными органами государственной власти от имени сообщества лоббистов, формирование корпоративной культуры и «чистка рядов», проведение аналитических отраслевых исследований, организация публичных мероприятий, способствующих легитимации профессии.

Государству это позволит сделать первые шаги в процессе формирования и легитимации института цивилизованного лоббизма, а лоббистам даст легитимное основании для деятельности и преференции перед теми, кто не входит в реестр. К примеру, «аккредитованные» лоббисты приобретают облегченный доступ к информации, приоритетное включение в рабочие группы и экспертные лоббистские советы при органах государственной власти, специальное взаимодействие в процессах оценки регулирующего воздействия, встречи с чиновниками по «расписанию» и другие способствующие профессиональной деятельности перспективы.

В настоящее время в России даже приблизительные аналоги подобного Агентства отсутствуют. Интересы лоббистского сообщества никак не представлены. Существующие предпринимательские ассоциации, среди которых «ОПОРА России», «Деловая Россия», РСПП, а также Агентство стратегических инициатив преследуют другие цели. Они являются в той или иной мере лоббистскими организациями, но, по большому счету, не заинтересованы в развитии и легитимации института лоббизма.

В завершении стоит отметить, что процесс легитимации лоббизма крайне сложный, так как затрагивает все существующие государственные институты и требует их перестройки. К любым законодательным инициативам, регулирующим эту сферу деятельности, необходимо относиться с большим вниманием, и выносить их на всеобщее обсуждение, привлекать к дискуссии большие социальные группы. Перестройка системы и сознания не может произойти мгновенно. Поэтому представленный ранее Правительством законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия органов власти и представителей общественных объединений, индивидуальных предпринимателей и их представителей, коммерческих компаний, в том числе иностранных» может считаться первым шагом долгого пути формирования и легитимации института лоббизма.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/257677/

 

 

Нет комментариев

Оставьте ответ