В 2005 году был принят новый Градостроительный кодекс РФ, который предусматривает достаточно сложную схему территориального планирования размещения объектов.
Планирование осуществляется итерационно, трёхступенчато, сначала на федеральном уровне, потом региональном и, наконец, уровне местного самоуправления. Далее начинается процесс территориального зонирования, при котором на основании нормативов градостроительного проектирования подготавливается документ в текстовом и графическом виде под названием «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ), который утверждается представительным органом муниципалитета. Процедура рассмотрения крайне сложна и затянута, поскольку документ носит публичным характер и определяет градостроительный регламент, то есть ограничения и возможности, существующие на тех или иных земельных участках для реализации там строительства.
Несмотря на то, что Градостроительный кодекс был принят в 2005 году, утверждение ПЗЗ в городских поселениях и округах было завершено только в этом году. И произошло это не в последнюю очередь потому, что данный мероприятие было включено в Дорожную карту Национальной предпринимательской инициативы АСИ и выполнено под жестким контролем предпринимателей и Минэкономразвития РФ.

Для чего же необходимо принять Правила землеустройства и застройки на всех уровнях?

Грамотное и правильное составление ПЗЗ могут стать мотивацией развития и дают инвестору полную информацию о том, где и что можно строить, с какими трудностями он при этом потенциально может столкнуться.
Некачественные ПЗЗ становятся ограничителем инвестиционного развития. Оказывается, что дальнейшие действия, — разработка документов по планировке территории и выдача градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), проектирование, — невозможны, поскольку разработанный и утвержденный регламент не позволяет уже этого сделать устраивающим будущего Застройщика образом.
По отзывам региональных регуляторов, собранных АСИ в рамках изучения результатов Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов это одна из ключевых проблем в градостроительной деятельности сегодня. Значительное количество региональных практик в области градостроительства направлено на поиск «обхода» принципа универсальности градостроительного регламента.

Почему за 9 лет мы так и не научились качественно выполнять территориальное зонирование и правильно устанавливать градостроительные регламенты?

Этому несколько причин. Во-первых, создание документов территориального планирования, разработка ПЗЗ, единственные в строительстве виды деятельности, не требующий никаких разрешений и лицензий. Это существенно снижает уровень подготовки документов. Во-вторых, часто отсутствуют должные компетенции у людей, занимающихся заказом и проверкой качества ПЗЗ. Плюс достаточно сложно сформулирована сама концепция Градостроительного кодекса, муниципалитеты не понимают цели и существа документов градостроительного зонирования, заказывают их на конкурсной основе с приоритетом цены, то есть максимально дешево. Отсюда и непроработанные документы.

Законодательная тенденция постепенно приводит к тому, что ПЗЗ вытесняют ручное управление процессом, например, через ГПЗУ, которое превращается в информационный документ. По истечении небольшого количества времени сложиться неплохая практика в этой области, появятся квалифицированные люди, будут улучшены информационные системы, например, ФГИС ТП, ИСОГД, государственные фонды материалов и результатов инженерных изысканий. Ими можно будет легко и удобно пользоваться.

Что же нужно сделать, для того, чтобы предложенная конструкция Градостроительного кодекса территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории заработала?

Во-первых, от Минстроя России требуется сформулировать жесткие требования к уровню квалификации людей, имеющих право делать данную документацию. Это можно сделать в виде лицензирования, саморегулирования, аттестации или сертификации.
Во-вторых, заказчикам ПЗЗ нужно бороться с «липовыми» организациями, которые за небольшие средства делают совершенно бессмысленные документы методами качественного размещения заказов на них.
В-третьих, субъектам РФ нужно последовательно обучать, внедрять лучшие практики максимально качественных разработок ПЗЗ и документации по планировке территории, чтобы сами регионы, в частности муниципалитеты, добивались того, чтобы документы способствовали устойчивому развитию территорий и их инвестиционной привлекательности.
В-четвертых, Правительству РФ нужно унифицировать и гармонизировать взаимодействие поддерживаемых государством IT-систем, таких как, кадастр, ФГИС ТП, ИСОГД, фонды материалов и результатов инженерных изысканий, сделать этот процесс удобным для использования. Они должны быть частями или слоями одной ГИС-системы, а не разрозненными базами данных или просто файлохранилищами, как это выглядит сегодня, в связи с чем возникает множество проблем и негативных последствий.
Только такая последовательная и регулярная работа, проведенная Минстроем России во взаимодействии с другими ФОИВами, регионами РФ, экспертным сообществом сможет позволить сделать существующую конструкцию работоспособной.

 

Нет комментариев

Оставьте ответ