«Помиловать – нельзя казнить», такая приходит мысль, глядя на хронологию колебаний решений правительства по вопросу продажи алкогольных напитков.
РБК сообщает, что депутаты ЛДПР выступили с инициативой убрать с прилавков алкогольную продукцию по примеру табачной. Ярослав Нилов считает, что «алкоголь является раздражителем головного мозга», его присутствие на прилавках повышает лояльность к алкогольной продукции подрастающей молодежи. Игорь Лебедев отметил, что подобный законопроект не навредил бы людям, желающим приобрести алкоголь для каких-либо мероприятий, но уберег бы студентов и школьников, прогуливающихся вечером, от мыслей повысить «градус вечернего веселья с помощью алкоголя».
Как известно, «запретный плод сладок». Скрывая алкоголь с прилавков, делая его не таким доступным для глаз наших граждан и, в частности, глаз молодежи, мы создаем ему имидж «запретного плода». Так алкоголь станет лишь более привлекательным и желанным для подрастающего поколения, которое способно и, скорее всего, будет действовать «вопреки» в силу возрастных психологических особенностей. Что касается аналогичного закона о запретах на сбыты табачной продукции, я бы также усомнилась в его эффективности.
На Коммерсанте был проведен анализ табачного рынка. По данным PMI, рынок табака в целом сократился на 7,6%, однако стоит ли присваивать эту заслугу антитабачному закону: «объем контрабандной продукции вырос более чем вдвое».
«Каждое действие вызывает противодействие» — именно так можно охарактеризовать вышеизложенную инициативу о скрытии с прилавков алкогольной продукции. Речь идет не только о том, что молодежь с азартом станет покупать алкогольную продукцию, а о том, что теневой рынок алкогольной продукции заметно увеличится.
В дальнейшем РБК опубликовало информацию о том, что с 1 февраля Росалкогольрегулирование устанавливает новую минимальную розничную цену «МРЦ» на крепкий алкоголь: впервые в истории МРЦ эта пленка будет не повышена, а, наоборот, снижена. Пол-литровая бутылка водки станет доступна за 185 руб. вместо 220 руб.
Очевидно, коллеги партии ЛДПР не оценили идею скрыть алкоголь с прилавков – было решено не просто оставить все как есть, но и вдобавок понизить цену на водку под эгидой борьбы с контрафактом.
С одной стороны, борьба с контрафактным алкоголем – дело хорошее, так как он далеко не всегда соответствует должному качеству, что может представлять опасность для здоровья граждан РФ. Более того, известно, что недоступность алкогольных напитков из-за ценовой политики ведет к тому, что особо инициативные «любители распития спиртных напитков» начинают варить самогон и прочие спиртные интерпретации. Не нужно лишний раз упоминать, что подобные «рукодельники» таким образом могут отравить себя и всех своих «товарищей по интересам». С другой стороны, понижение цен на водку «в целях заботы» о гражданах нашей страны даже звучит немного подозрительно. «Копейка рубль бережет», так живет практически вся наша страна, особенно, если взглянуть на наш прожиточный минимум, который составляет в целом по России 8086 руб. на душу населения за третий квартал 2014 года. Естественно, мы понимаем, что у кого-то зарплата 4000, а у кого-то от 50000. Неужели для граждан с минимальным доходом разница в 35 рублей сыграет решающую роль при покупке водки? Они как не покупали ее, так и не будут покупать, а значит их здоровье остается в зоне риска. А вот граждане с достатком, стремящимся к среднему, возможно, станут более заинтересованы в покупке.
Интересно то, что данный закон совершенно явно подстроен под развитие водочных предприятий в регионах. Москвичи и жители Санкт-Петербурга вряд ли сильно ощутят разницу в 35 рублей. Особенно, если учесть, что сами магазины не особо заинтересованы в снижении цен. К примеру, на данный момент (уже после принятия закона о понижении МРЦ на водку) в известном гипермаркете METRO минимальная цена за пол-литра водки составляет все еще 220 рублей.
РБК проанализировали акцизы на крепкий алкоголь по России и предположили, что «в снижении МРЦ могли быть заинтересованы руководители регионов, в которых расположены локальные ликеро-водочные заводы”. Региональным властям выгоден рост производства алкогольной продукции на местных заводах. Это позволяет им значительно увеличивать бюджет, но при стоимости 220 руб. они являются неконкурентоспособными по сравнению с федеральными водочными брендами. Следует отметить, что акцизы и НДС на алкоголь не падали, а значит, цена водки на выходе из завода останется прежней, падение цен может осуществиться только благодаря «щедрости» местных супермаркетов.
Быть может, региональным заводам удастся «отвоевать» небольшую долю своего рынка, но нельзя забывать и о уже существующей лояльности к ряду федеральных брендов водки. Алкоголь можно и нужно сравнивать с табачной продукцией. Исследования показывают: курильщик, в большинстве случаев, не способен отличить свои, как ему кажется, любимые сигареты из предложенного ряда, лишенного каких-либо брендовых атрибутов. Водка всегда остается водкой, поэтому одним лишь снижением цен регионы «сыты» не будут. Большинство социально благополучных граждан не изменят своим привычкам, больше возможности появится у тех, кому водка в принципе противопоказана. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Цены растут на все, от яиц до автомобилей, а водка дешевеет.
Не хотелось бы думать, что подешевевшая на 35 рублей водка – это своеобразный «утешительный приз» от нашего правительства регионам в непростые времена нынешнего кризиса.