Реклама часто ассоциируется с креативом и творчеством, но на практике она во многом ограничена законодательством. «Известия» сообщают, что «Думский комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи готов приступить к формированию законопроекта, который вернет рекламу алкоголя и табака в печатные СМИ».
По словам замглавы ведомства Алексея Волина, речь не идет о возвращении «табака и алкоголя в телевизор», но в печатные СМИ их вернуть необходимо. Волин отметил, в частности, потребность в рекламе национальных алкогольных брендов и либерализацию ситуации на рекламном рынке в целом. Реклама национальных брендов алкоголя является вполне последовательным шагом после понижения минимальной розничной цены на водку с 1 февраля 2015.
Несколько лет назад я проводила исследование среди школьников на тему их восприятия рекламы табачных изделий и рекламы образования. Была идея столкнуть слоганы той и другой рекламы и посмотреть, в какую сторону они направляют своего потребителя. Мне очень запомнился комментарий ученика восьмого класса: «Глядя на слоганы рекламы образования, больше хочется курить, чем учиться». На момент исследования реклама алкоголя и табака не была запрещена, ее можно было встретить везде – от общественного транспорта до обычного журнала.
Прошло пару лет, и реклама стала исчезать: убрали инсталляции в виде сигарет из торговых центров, обаятельные девушки-промоутеры перестали спрашивать прохожих, курят ли они, с целью предложить попробовать «новинку», исчезли плакаты с пивом из метро, а также алкоголь и сигареты в целом из печатных изданий. Последние лишились «сигарет с коньяком» не так давно (1 января 2013 года), но уже успели посчитать значительные убытки. Издатели потеряли треть своих доходов.
Реклама на российском рынке «загнана» в достаточно жесткие рамки, но сделано это не на пустом месте. Все слоганы табачной продукции зовут нас в мир удовольствий, легкого успеха и шикарной жизни, о которой мечтают все. Такими методами повышается лояльность потребителей к брендам совершенно разных товаров и услуг, но все-таки производители алкоголя и табака несут особую ответственность за привлекательность своих продуктов. Дети, растущие среди такой рекламы, будут подвержены ее воздействию. Негативное влияние включает в себя не только вред здоровью, но и подмену жизненных ценностей, ведь в жизни все оказывается не так легко, как говорится в слоганах.
Сама идея о возвращении алкоголя и сигарет в печатные СМИ, несмотря на все подводные камни, не кажется мне плохой. Это станет шагом в сторону свободы на рекламном рынке, который так необходим специалистам этой сферы.