ФАС внесла в правительство новый вариант четвертого антимонопольного пакета. Ведомство хочет больше полномочий для борьбы с недобросовестной конкуренцией через ноу-хау и бренды. Бизнес отнесся к поправкам настороженно. Минэкономразвития также не поддержало поправки ФАС в четвертый антимонопольный пакет. Предложения антимонопольной службы концептуально меняют законопроект и требуют отдельного обсуждения, следует из заключения министерства.
Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство проект поправок ко второму чтению в так называемый четвертый антимонопольный пакет (изменения в закон «О защите конкуренции»). Часть изменений направлена на реализацию антикризисного плана правительства, указывает глава ФАС Игорь Артемьев в письме в правительство (копия самих поправок и письма есть у РБК).
Дискуссия вокруг поправок в закон «О защите конкуренции» идет уже больше года. В конце 2013 года ФАС внесла в правительство несогласованный с бизнесом вариант проекта, против тогда выступили Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Минюст. Ведомство Игоря Артемьева доработало проект к лету 2014 года, но и этот вариант не устроил крупный бизнес. Предприниматели увидели в предложениях ФАС угрозу отхода от рыночной экономики, отрицательное заключение на проект подготовили и в Кремле.
Поправки поступили в правительство во исполнение антикризисного плана, но, по сути, не имеют к нему отношения, удивляется директор центра мониторинга законодательства РСПП Ирина Котелевская. «Мы видим расширение полномочий ФАС по недобросовестной конкуренции, порядку рассмотрения дел, появляется десять новых штрафов по торгам», – отмечает она.
Так, ФАС хочет распространить действие антимонопольного законодательства на бренды. В поправках предлагается запретить покупку и использование товарных знаков, если конкурент «приступил к использованию обозначения, тождественного или сходного (с ним) до степени смешения» раньше.
Недобросовестной конкуренцией может быть признано использование права на товарный знак, «который приводит или может привести к использованию или ослаблению коммерческой ценности» конкурирующего бренда, работающего на другом товарном рынке, которые приобрели известность в России.
Представитель ФАС не смог предоставить оперативный комментарий. Ранее замначальника правового управления ФАС Денис Гаврилов приводил пример такой недобросовестной конкуренции: «Появилась компания, зарегистрировавшая товарный знак Vacheron Constantin на класс одежды, открыла магазин. То есть товарный знак применительно к часам имеет достаточно узнаваемое значение, и вот компания, которая выходит на рынок, думает, как обратить внимание потребителя и при этом сэкономить на раскрутке. Решение – назвать себя известным именем и повысить вероятность, что потребители обратят внимание. Суд признал, что действия компании – производителя одежды являются недобросовестной конкуренцией», – объяснял он (цитата по ТАСС).
Торговую марку, копирующую визуальное и словесное содержание существующего бренда, зарегистрировать в России не удастся и сейчас, говорит главный куратор исследовательского центра бренд-технологий RCB&B Николас Коро. По его словам, если компания частично копирует чужую интеллектуальную собственность, она будет оштрафована. ФАС хочет ввести для таких компаний оборотные штрафы в размере 1–15% от размера выручки – это разумное наказание, но неясно, почему одни заплатят 1%, а другие – 15%, говорит Коро.
Участники рынка опасаются, что нововведение будет трактоваться шире. Поправками ФАС пытается ввести такую новую норму недобросовестной конкуренции, как нанесение ущерба старым брендам из-за вывода на рынок нового бренда, но ведь суть конкуренции и заключается в соперничестве брендов, а ФАС фактически его устраняет, указывает антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. Непонятно, как можно будет конкурировать в России, если вывод новых брендов на рынок будет признан нарушением, добавляет он.
ФАС также предлагает расширить ст. 14 закона «Запрет на недобросовестную конкуренцию» девятью новыми составами. В частности, под запрет попадет продажа товара, при изготовлении которого использовали ноу-хау конкурентов (новая ст. 14.2 – «Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной деятельности»).
Другая статья вводит в антимонопольное законодательство такое нарушение, как «дезорганизация деятельности компании (его работников)» – ст. 14.8. Сейчас этот термин используется только в уголовном праве и не относится к хозяйственной практике, отмечает Ульянов. Недобросовестной конкуренций будут признаваться действия компании, побуждающие третьих лиц отказаться от работы с компанией из-за неточной или искаженной информации.
Минэкономразвития полагают, что ФАС при разработке таких норм допустил слишком много «неопределенности при определении запретительных нормы». Более того, эти отношения регулируются Гражданским кодексом. Попытки же приравнять получение информации, являющейся коммерческой тайной, к недобросовестной конкуренции, вообще, по мнению Минэкономразвития, «не связаны с конкуренцией и, соответственно, не могут являться нарушением антимонопольного законодательства».
Автор предложения, начальник отдела ФАС Яна Склярова говорила ранее РБК, что под этой формулировкой понимается в том числе переманивание заказчика недобросовестным способом, давление на сотрудников компании-конкурента или покупка целой команды специалистов. «Если одна сторона предлагает работнику перейти, в этом нет никакой работы против конкурента. А вот если при этом будет сказано: твоя контора через неделю закроется, попадет под санкции по Крыму, что является неправдой, – такие формы следует признавать нарушением конкуренции», – поясняла она.
Не поддерживая предложения ФАС расширить антимонопольное законодательство, Минэкономразвития отмечает, что в поправках ведомства содержатся нормы, отменяющие или ухудшающие действую систему обжалования решений и предписаний антимонопольных органов. «Представляется, что исключение указанных положений из законопроекта повысит коррупциогенность», – считает министерство. Предлагая отказаться от поспешного принятия этих предложений, Минэкономразвития «сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц». Также предложения ФАС могут привести к возникновению необоснованных расходов граждан, компаний и бюджетов всех уровней.