Марат Баширов, бывший председатель Совета министров ЛНР, бывший вице-президент по стратегическим коммуникациям и региональной политике КЭС-ХОЛДИНГА, экс-президент GR — лиги, награжденный благодарственной грамотой Президента РФ Владимира Путина, дал эксклюзивное интервью порталу GR-NEWS. 

GR-NEWS: Здравствуйте, Марат Фаатович! Как Вы считаете, нужен ли закон о лоббизме? Каковы перспективы отрасли GR в России?

В настоящее время обсуждается проект закона о взаимодействии чиновников с представителями бизнеса, суть которого заключается в информировании о встречах с гражданами и представителями организаций. Вы принимали активное участие в его общественном обсуждении.

Как вы можете оценить доработанный проект закона? Удовлетворяет ли он общественным требованиям?

М. Баширов Нам несомненно нужен этот закон или пакет изменений нормативного правового регулирования, которые регламентируют две вещи. Первое — это формат взаимодействия продвижения интересов, как правило, коммерческие интересы. Мы неизбежно сталкиваемся с вопросом, что мы должны будем сформулировать: «А чему эти деловые коммерческие интересы противоречат?» А противоречат они, зачастую, социальным или общественным интересам, то есть раздел, который появляется естественным образом, он снимает очень многие вопросы относительно того, что инициатива бизнеса имеет какие-то изменения формата бизнес-технологий.

Зачастую, этот общественный интерес вызван страхами. Он никак не описан, все только во благо, что называется, но для того, чтобы разобраться, надо задекларировать: бизнес у нас приходит за чем-то определенным, и вопрос в том, каких социальных групп это касается.

Как это будет выглядеть: в виде закона или описания этой процедуры, на самом деле, не так важно — нам нужен результат. С точки зрения закона, который на сегодняшний день продвигает Минэк (Министерство экономического развития РФ — прим. ред.), это несомненный шаг вперед, потому что он как раз понуждает государственных служащих декларировать эти самые интересы, с которыми к ним приходят. Причем есть теневые процедуры, которые на сегодняшний день административными регламентами не описаны, но они существуют, и они касаются не только изменений ведения условий бизнеса. Они касаются, зачастую, и государственных средств, например, субсидирования процентных ставок или запасов топлива на станции, что вызывает удорожание, в конечном итоге, той же электроэнергии и стоимости тепла. Кстати, хочу отметить, что невозможно быть отдельно лоббистом, и не быть гражданином или квартиросъемщиком.

GR-NEWS: Вы имеете многолетний опыт работы  в сфере энергетики. В чем,на ваш взгляд, специфика GR в этой отрасли?

М.Баширов:  Вы знаете, когда я туда пришел (а я проработал 5 лет в электроэнергетике) это был переломный момент, когда РАО «ЕЭС РОССИИ» проводила, пожалуй, единственную реформу в России, которая вылилась в некие практические изменения в отрасли. Компания перестала существовать. Поэтому те новые собственники, которые пришли на смену РАО «ЕЭС РОССИИ», были вынуждены создавать прообраз  лоббистского центра, который был у Чубайса. Он назывался «Центр реформ», возглавлял его тогда Юрий Аркадьевич Удальцов. И вот эта структура исчезла, а реформа не была завершена, и самый главный опыт мой еще и в том, что я одновременно работал в операционном менеджменте, занимался вопросами производственного характера, но, в то же время, мы были вынуждены заканчивать эту реформу. Она не закончена, но работа была интересной.

GR-NEWS: В продолжение этой темы, хочу задать Вам еще вопрос. Какое самое знаковое событие произошло за последние 5 лет в теплоэнергетике России?

М.Баширов: Это признание того, что тепловые энергетические станции фактически отвечают за теплоснабжение городов. Многие города «сидят на тепле». Значит, ТЭС имеют два источника доходов: это электроэнергия, которую они продают и тепло. Последнее бывает в виде горячей воды и пара. Вот это два основных источника, если первая часть (электроэнергия) все-таки хоть как-то, пусть в регулируемом формате, но продается на оптовом рынке на неких рыночных механизмах, то тепло жестко регулируется государством до сих пор. Вот этой смычки, что одна и та же организация одновременно продает, вырабатывая на одном и том же оборудование рыночный товар и регулируемый товар — вот это нужно было признать. На сегодняшний день государство это признало. Введен новый термин Единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Если производитель тепловой энергии получает на сегодняшний день этот статус, он получает некие преференции на рынке уже и в части производства тепла. Чрезвычайно важное достижение.

GR-NEWS: В одной из книг по лоббизму (Ирины Толмачевой «GR по-русски») Вы говорите о том, что не любите играть в футбол с «нужными людьми». Скажите, а как тогда найти подход? Сегодня спорт становится модным, и все чиновники буквально фанаты хоккея и футбола.

Какие инструменты продвижения интересов бизнеса в органах власти вы считаете наиболее эффективными в настоящее время?

М.Ф.Баширов:  На самом деле в этих словах была некая ирония, потому что я играю в нескольких футбольных командах. Одна из них — это команда «Росич». Это команда Правительства и там играет, например, Аркадий Дворкович. Не интересно играть в футбол, когда люди приходят играть не в футбол, а решать вопросы. Вот мы, когда играем в футбол, никогда не обсуждаем дела, мы пришли просто играть в футбол. Суть ответа была в этом. На самом деле, скрытый смысл этой фразы заключается еще  и в том, что если вы занимаетесь GR, то есть две вещи: первое — коммуникация, второе — управление ресурсами, которые вам дают — человеческие, финансовые, информационные. Если вы занимаетесь GR, то коммуникации подразумевают, что вы контактируете с определенными людьми. Это люди и, в первую очередь, находясь у себя в министерстве, они чиновники. Как только он выходит или забывается, например, в своем кресле, что он чиновник, он становится обычным человеком. Надо понимать этих людей, надо смотреть на них как на людей, и тогда вы будете иначе на них смотреть и на вас будут смотреть иначе.

GR-NEWS: Какими достижениями в профессии/карьере вы больше всего гордитесь?

М.Баширов: Многие говорят о премиях, еще о чем-то. На самом деле, предмет моей гордости в тмо, что мне довелось участвовать в очень большом благотворительном проекте, и он живет до сих пор, он называет «КЭС БАСКЕТ».

15 тыс. школ из более чем 50 регионов России проводят между собой сначала региональное баскетбольные турниры, потом областные, далее зональные, по федеральным округам, и потом есть финал этого «КЭС БАСКЕТа». Так, в год эта благотворительная организация, которую очень поддерживала наша энергетическая компания раздавала в год примерно 15 тыс. мячей для мальчиков и девочек. Часть этих детей живет в сельской местности. Там нет спортзалов, но они хотят заниматься баскетболом. Вы не поверите насколько сильно их желание заниматься.  Я об этом вспоминаю с особой теплотой.

GR-NEWS: В заключение нашего интервью, дайте, пожалуйста, пару базовых советов начинающему GR-специалисту.

М.Баширов: Нужно понимать, что вы идете заниматься очень скучной работой. Это масса заседаний, это куча документов, у вас нет статуса, вас могут отправлять в дверь, а вы вынуждены забираться через окно. Здесь нужно иметь определенный склад характера. Он непростой, вы должны в себе уметь соединять несколько личностей. Я не скажу, что это очень болезненно, но, тем не менее, нужно уметь перестраиваться. Потому что читать документы — это одни способности, проводить дискуссии — это другие способности, убеждать людей — это совершенно другое искусство. В первую очередь, я хотел бы сказать, если вы собираетесь заниматься GR, то надо изучать именно те профессии, которые вам позволяют коммуницировать. На самом деле, GR не сильно отличается от PR . Просто как сейчас говорит молодежь: «stakeholder’ы разные» и механизмы разные. Когда вы занимаетесь PR, вы говорите в большой рупор, зачастую не видя того, до кого это доносите. Когда вы занимаетесь GR, вы имеете ввиду вполне конкретную целевую аудиторию, и важно с ней не ошибиться. Поэтому изучайте коммуникации, изучайте все то, что помогает ими управлять.

 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.