Авторы поправок в закон «О торговле» предложили ко второму чтению сразу два ограничения для розничных сетей.

Сенатор Сергей Лисовский, депутаты Надежда Школкина и Ирина Яровая предложили снизить предел вознаграждения, который получает ритейлером от поставщика (ретро-бонус). Сейчас ретро-бонус составляет 10%, но депутаты настаивают на снежении сначала до 3%, а теперь до 1%. Другое предложение заключается в снижении порога доминирования для ритейла с сегодняшних 25 до 15%. Такую идею выдвинул Лисковский.

Сейчас ритейлер не может ни покупать, ни арендовать торговую площадь в границах муниципального района или городского округа, если в прошлом финансовом году он контролировал более 25% оборота на местном продовольственном рынке. Яровая предлагает снизить этот порог до 15%. Правда, с оговоркой: если доля торговой сети превышает 15%, но остается в пределах 25%, она вправе строить новые магазины (но не брать их в аренду и не покупать), делать капремонт старых и арендовать площади, которые в последние два года не использовались для торговли продовольствием.

Часть поправок ко второму чтению, например сокращение срока пересмотра условий поставок, – попытка интегрировать в закон решения, вынесенные комиссией по соблюдению Кодекса добросовестных практик, указывает директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. В законе невозможно прописать все нюансы взаимоотношений поставщиков и сетей, рассуждает он, поэтому основным механизмом регулирования отношений между ними должно стать именно саморегулирование.

Крупные ритейлеры, как правило, не раскрывают долю на отдельных рынках. Но у многих она существенно превышает 15% . Даже нынешняя 25%-ная норма «действует некорректно из-за недочетов методики, утвержденной Минпромторгом», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: она опирается на данные Росстата, а тот не замечает часть торговых объектов, так что де-факто порог доминирования сейчас – в районе 20%. Снижение до 15% будет фатальным для ритейла, предупреждает он: развитие крупнейших сетей резко застопорится. А главное – не ясно, во имя чего это предлагается сделать, продолжает Бурмистров: сделок по слиянию и поглощению сейчас немного, крупный ритейл использует и так не доступные малому и среднему бизнесу торговые площади от 400 кв. м и более, а жесткое градостроительное законодательство уже сегодня ограничивает возможности по строительству новых магазинов.

Возможно, это предложение – всего лишь элемент торга с ритейлерами, призванный убедить их не сопротивляться дальнейшему снижению ретро-бонусов, предполагает сотрудник одного из крупных ритейлеров.

Нет комментариев

Оставьте ответ