4 августа Глава компании «Роснефть» Игорь Сечин написал президенту письмо, где обозначил перспективы непредоставления нефтяникам новых льгот: в письме Сечин прогнозирует остановку проектов модернизации в нефтяном секторе и дефицит бензина уже к 2017 году. По словам Сечина, виной этому станет «резкое падение доходности» некоторых заводов, вызванное налоговым манёвром.
Налоговый манёвр, введённый с 1 января 2015 года, заключается в снижении экспортной пошлины на нефть с 59% до 30% при росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 493 до 919 рублей за тонну к 2017 году. Манёвр, имеющий своей целью стимулирование экспорта нефти, уже привёл к тому, что реализация сырья стала выгоднее производства нефтепродуктов. Необходимо отметить, что манёвр был запланирован ещё до резкого падения цен на нефть, что, по мнению некоторых экспертов, даёт основания сомневаться в его позитивном эффекте для отрасли и российской экономики в целом. При текущей конъюнктуре, увеличивая экспорт, Россия увеличивает тем самым и предложение на профицитном рынке, что ведёт к дальнейшему падению цен.
В письме Сечин предлагает субсидирование процентной ставки по займам для инвестиций в модернизационные проекты, отказ от индексации железнодорожных тарифов для нефтяников, а также введение налоговых каникул по экспортной пошлине на переработанное сырьё или по крайней мере, дифференциацию пошлин в зависимости от степени переработки. Кроме того, Сечин предлагает разрешить выдачу новых лицензий на переработку сырья в России для поставок его на внутренний рынок.
Планируется, что обращение главы «Роснефти» будет рассмотрено в октябре на президентской комиссии по ТЭК. Обратим внимание на то, что это обращение к президенту далеко не первое: с конца 2014 года «Роснефть» неоднократно обращалась к государству в связи с тяжёлой экономической ситуацией. Так, во второй половине 2014 года «Роснефть» подала заявку на 2,4 трлн руб. из ФНБ, но заявка была отправлена на доработку. В январе была представлена новая заявка на 1,3 трлн руб. Проект был одобрен в Минэнерго и Минэкономразвития, против выступил Минфин. По новым данным, на одном из совещаний в июле Путин заявил, что не будет выделять деньги из ФНБ на четыре проекта «Роснефти», на финансирование может рассчитывать лишь судостроительный центр «Звезда».
Как и в случае с заявкой в ФНБ, резко против инициативы Сечина выступил Минфин. В ведомстве сочли негативные последствия манёвра явно преувеличенными. С прогнозами также согласны далеко не все эксперты отрасли: например, директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что дефицит бензина к 2017 году вероятен лишь в случае полного прекращения модернизации.
Существует, однако, и противоположная точка зрения: Денис Борисов, директор московского нефтегазового центра EY считает, что просьбы «Роснефти» о господдержке имеют под собой основания. «Особенности формульного исчисления экспортных пошлин в России приводят к тому, что, в отличие от европейских НПЗ, при снижении цены на нефть, экономика российских заводов ухудшается», — сообщил аналитик в интервью РБК.
Учитывая объективный характер проблем, с которыми сталкивается отрасль (в частности, непрекращающееся падение цен на нефть) можно предполагать, что государство, не отказываясь полностью от налогового манёвра, всё же пойдёт на определённые уступки «Роснефти», по крайней мере, для обеспечения нефтепродуктами внутреннего рынка.
Полина Кулагина