Социальное предпринимательство — это инновационная предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем. Оно занимает промежуточное положение между традиционным предпринимательством и благотворительностью. В частности, от предпринимательства оно отличается своими целями, ориентацией на положительные социальные изменения и на разрешение общественных проблем; от благотворительности — предпринимательским характером деятельности и ориентированностью на создание устойчивых бизнес-моделей.

Мотивация социального предпринимателя — это однозначно желание решить социальную проблему, а деньги — лишь средство быть независимым и устойчивым, а не цель, как в традиционном бизнесе. Социальные предприниматели (СП) отлично знают проблемы и специфику территории, на которой живут и работают. Не ожидая особой помощи, они стараются решать или хотя бы смягчать эти проблемы. Конечно, предприниматели не берутся за решение задач глобального масштаба, но их совокупные действия меняют лицо страны. Когда крупный бизнес или государство что-то не хотят или не могут сделать, у социального предпринимателя появляется шанс.

К тому же деятельность СП очень важна, поскольку социальная и политическая стабильность тесно связаны. В тех регионах, где человек не может найти работы, немедленно возникает социальная напряженность. А социальный предприниматель не только решает проблему самозанятости, но и создает в среднем шесть рабочих мест. Социальное предпринимательство может стать основой устойчивости государства и общества.

Растет заинтересованность крупного бизнеса в развитии СП. Их поддержка становится заметным трендом в социальных программах крупных российских компаний. Сегодня можно сказать, что в России началось системное сотрудничество между СП и крупным бизнесом. Объяснить это несложно. Социальное предпринимательство имеет ряд существенных преимуществ перед другими способами решения общественных проблем. Ни одно государство в мире в одиночку не справляется с растущей социальной нагрузкой. К решению социальных проблем привлекается крупный бизнес и социально-активные граждане с предпринимательскими способностями. Не является исключением и наша страна. Государство готово допустить частный бизнес в социальную сферу. И такое трехстороннее сотрудничество между государством, крупным бизнесом и СП должно изменить ситуацию.

Думаю, что социальному бизнесу в ближайшие годы предстоит сыграть одну из главных ролей в решении социальных и экономических проблем нашей страны. Сегодня примеры того, как СП при поддержке крупного бизнеса и государства изменяют лицо малых российских городов, множатся день ото дня.

За последние несколько лет произошел принципиальный сдвиг в положении социального предпринимательства в обществе

Социальное предпринимательство способно стать активным игроком в политике импортозамещения. Ответные санкции России по продуктам питания — логичный ход для обеспечения продовольственной безопасности. Господдержка собственных производителей в западных странах куда выше, чем в России, но теперь такая ситуация в нашей стране меняется. Особенно это заметно в сельском хозяйстве, где работает большой отряд социальных предпринимателей. По данным Федеральной налоговой службы, за первый квартал 2015 года число индивидуальных предпринимателей — глав крестьянско-фермерских хозяйств в России выросло на 4670 человек. Произошло это за счет программы «Начинающий фермер», по которой минсельхоз с 2012 года выделяет гранты — около 1,5 млн рублей каждому победившему в конкурсе. Если российские власти будут последовательны в проведении политики импортозамещения и оказания поддержки отечественным производителям, можно с уверенностью прогнозировать развитие сельского хозяйства в России. Так как после введения санкций у российских фермеров не осталось проблем со сбытом продукции.

За последние несколько лет произошел принципиальный сдвиг в положении социального предпринимательства в обществе и в отношении к нему со стороны государства. О социальном бизнесе стали говорить на всех уровнях власти — от муниципальной до федеральной. Так, недавно в федеральное законодательство внесли поправки, облегчающие доступ малого бизнеса к госзакупкам. В 2015 году госкорпорации должны будут использовать 18% своего бюджета на покупку товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Вступил в силу закон о соцобслуживании, предоставляющий бизнесу доступ в сферу социальных услуг. Сегодня целевые программы поддержки социального бизнеса есть практически в каждом регионе страны, и, несмотря на кризис, они не сворачиваются, а в некоторых случаях даже привлекают дополнительное финансирование.

Настоящим прорывом для социального предпринимательства должны стать поправки в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В поправках содержится юридическое определение термина «социальное предпринимательство». Их принятие поможет точной идентификации социальных предпринимателей и задаст прозрачные параметры оценки их деятельности.

Являясь малым бизнесом, социальные предприниматели действуют локально, в масштабах местных сообществ. Но меры по поддержке социального предпринимательства не могут быть ограничены только возможностями местных властей. Соответственно, и его политические дивиденды выходят далеко за пределы муниципальных образований. Региональные власти так же, как и федеральные, должны быть заинтересованы в выстраивании системной работы, в тиражировании результатов успешных бизнес-проектов. В связи с этим социальное предпринимательство может стать той инновацией, которая окажется отечественным ноу-хау в решении социальных проблем.

Нет комментариев

Оставьте ответ