Давнее политическое решение запретить слабоалкогольные тонизирующие напитки, или так называемые «алкогольные энергетики», переживает очередную попытку воплощения в жизнь.  А.Н. Аксаковым и В.Ф. Звагельским (а также другими депутатами, поддержавшими данную законодательную инициативу) предложен законопроект № 879315-6, направленный на ограничение розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков. Следует вспомнить, что идея запретить алкогольные энергетики имеет   многолетнюю непростую историю: предыдущие законопроекты депутатов ГД РФ отклонялись ввиду существенного противоречия нормам действующего законодательства РФ, нормам Евразийского экономического союза; принятые законы субъектов Российской Федерации подлежали отмене как противоречащие федеральному законодательству о производстве, обороте и продаже алкогольной (спиртосодержащей) продукции.

В связи с этим нельзя не выразить признательность инициаторам нового законопроекта за поддержку борьбы с алкогольными энергетиками, массовая распространенность которых вызывает серьезные опасения как у медицинского сообщества, так и у общественных организаций, пропагандирующих трезвость или хотя бы умеренное потребление алкоголя.

Согласно медицинским и социологическим исследованиям, слабоалкогольные тонизирующие напитки представляют особую опасность с точки зрения негативного влияния на организм человека; ориентированность на молодежь в качестве основного потребителя такой продукции способствует нарастающей алкоголизации молодого поколения. Безусловно, запрет алкогольных энергетиков являлось бы логичной и эффективной мерой в рамках политики государства по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России. По нашим подсчетам, не менее восьми лет законодатель различными способами пытается ограничить распространение алкогольных энергетиков.  Возникает вопрос: почему на протяжении столь длительного времени регулятор до сих пор не нашел действенного способа реализации такой полезной идеи?

Не имеет смысла подвергать дополнительной критике законопроекты уже находящиеся в архиве Государственной думы. Попробуем проанализировать новый законопроект, направленный на ограничение розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Мы в полной мере поддерживаем концепцию нового законопроекта. Вместе с тем, полагаем, что используемая в законопроекте юридическая техника, а именно введение дополнительного вида алкогольной продукции — «слабоалкогольные напитки» (под которой понимается «алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и не относится к винным напиткам»), составляет основной его недостаток.

Согласно позиции Правового управления Государственной Думы РФ, закрепление слабоалкогольных напитков крепостью до 7 градусов в качестве нового вида алкогольной продукции обуславливает необходимость установления акцизов в отношении данной новой алкогольной продукции (сейчас к подакцизным товарам относится алкогольной продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 %). То есть законопроект № 879315-6, изначально направленный на ограничение розничной продажи алкогольных энергетиков, фактически предлагает установить дополнительный федеральный налог (акциз), что, очевидно, порождает ряд юридических и практических проблем, необходимость более тщательной проработки вопроса. Полагаем, что такие трудности являются избыточными на пути решения первоначальной задачи – ограничить распространение алкогольных энергетиков.

Дополнительно отметим, что определение слабоалкогольных тонизирующих напитков, содержащееся в тексте законопроекта, нельзя назвать удачным и по той причине, что оно не охватывает все категории алкогольной продукции, в реальности составляющие сейчас рынок алкогольных энергетиков в России. В частности, данное определение не включает в себя такие категории алкогольной продукции, как «винные напитки», «пивные напитки», а также слабоалкогольные напитки с содержанием этилового спирта более 7 процентов готовой продукции, произведенные с использованием тонизирующих веществ (компонентов) в качестве пищевых добавок.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает производство слабоалкогольных тонизирующих (энергетических) напитков крепостью до 9  % (согласно ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Фактический рынок алкогольных энергетиков включает в себя помимо продукции вида «слабоалкогольные напитки», также «пивные напитки» (максимально допустимая крепость 7 % объема готовой продукции) и «винные напитки» (содержание этилового спирта может быть от 1,5 до 22 % объема готовой продукции и не более 8,5 % для газированных винных напитков), в которые, согласно нормам технического регулирования РФ, могут быть добавлены тонизирующие вещества (компоненты) в достаточной мере для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека.

Таким образом, из сферы регулирования законопроекта необоснованно выпадают легально допустимые к производству слабоалкогольные тонизирующие напитки крепостью от 7 до 9%, а также «винные» и «пивные» напитки, содержащие тонизирующие вещества (компоненты) и позиционируемые производителями как слабоалкогольные.

Полагаем, что при определении показателей содержания этилового спирта в слабоалкогольных тонизирующих напитках важно учитывать особенности рынка слабоалкогольной продукции в целом: превалирующие каналы сбыта, круг основных потребителей и, как правило, ценовую доступность такой продукции. Как справедливо указано в тексте Пояснительной записки к законопроекту, анализ рынка слабоалкогольных тонизирующих напитков показывает, что данный продукт, прежде всего, ориентирован на молодежную аудиторию (продукция «выпускается в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику»). В действительности, мы видим, что способы распространения и методы продвижения алкогольных энергетиков направлены на «моментальное» потребление такой продукции, в том числе на улице, в иных общественных местах – вне организаций общественного питания (кафе, ресторанах и т.п.).

В связи с этим интересно вспомнить дифференциацию ответственности за распитие алкогольной продукции в общественных местах в зависимости от процента крепости алкогольной продукции. Статья 20.20 КоАП РФ в редакции до 2014 года предполагала особую меру ответственности за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции крепостью менее 12 %. Такой порог крепости представляется логичным и оправданным при определении алкогольной и спиртосодержащей продукции как слабоалкогольной.

С учетом изложенного, предлагаем законодателю рассмотреть возможность увеличения максимального порога содержания этилового спирта в слабоалкогольных тонизирующих напитках, розничная продажа которых на территории России планируется к ограничению, до 12 % объема готовой продукции. Также обращаем внимание на нецелесообразность исключения «винных напитков» из заявленного в законопроекте определения «слабоалкогольных тонизирующих напитков».

Что представляет собой сегмент алкогольных энергетиков на российском рынке в настоящее время (по мнению представителей алкогольной отрасли, экспертных оценок)? Это алкогольная продукция и (или) спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта от 0,5 до 12 процентов объема готовой продукции, содержащая тонизирующие вещества (компоненты) в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, и соответствующая требованиям технических регламентов, действующих на территории Евразийского экономического союза.

Такой формулировкой определения «слабоалкогольных тонизирующих напитков» предлагаем дополнить статью 2 Федерального закона № 171-ФЗ для эффективной реализации предложенных А.Г. Аксаковым и В.Ф. Звагельским в законопроекте ограничений розничной продажи алкогольных энергетиков.

Анастасия Демидова

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.