Давнее политическое решение запретить слабоалкогольные тонизирующие напитки, или так называемые «алкогольные энергетики», переживает очередную попытку воплощения в жизнь.  А.Н. Аксаковым и В.Ф. Звагельским (а также другими депутатами, поддержавшими данную законодательную инициативу) предложен законопроект № 879315-6, направленный на ограничение розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков. Следует вспомнить, что идея запретить алкогольные энергетики имеет   многолетнюю непростую историю: предыдущие законопроекты депутатов ГД РФ отклонялись ввиду существенного противоречия нормам действующего законодательства РФ, нормам Евразийского экономического союза; принятые законы субъектов Российской Федерации подлежали отмене как противоречащие федеральному законодательству о производстве, обороте и продаже алкогольной (спиртосодержащей) продукции.

В связи с этим нельзя не выразить признательность инициаторам нового законопроекта за поддержку борьбы с алкогольными энергетиками, массовая распространенность которых вызывает серьезные опасения как у медицинского сообщества, так и у общественных организаций, пропагандирующих трезвость или хотя бы умеренное потребление алкоголя.

Согласно медицинским и социологическим исследованиям, слабоалкогольные тонизирующие напитки представляют особую опасность с точки зрения негативного влияния на организм человека; ориентированность на молодежь в качестве основного потребителя такой продукции способствует нарастающей алкоголизации молодого поколения. Безусловно, запрет алкогольных энергетиков являлось бы логичной и эффективной мерой в рамках политики государства по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России. По нашим подсчетам, не менее восьми лет законодатель различными способами пытается ограничить распространение алкогольных энергетиков.  Возникает вопрос: почему на протяжении столь длительного времени регулятор до сих пор не нашел действенного способа реализации такой полезной идеи?

Не имеет смысла подвергать дополнительной критике законопроекты уже находящиеся в архиве Государственной думы. Попробуем проанализировать новый законопроект, направленный на ограничение розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Мы в полной мере поддерживаем концепцию нового законопроекта. Вместе с тем, полагаем, что используемая в законопроекте юридическая техника, а именно введение дополнительного вида алкогольной продукции — «слабоалкогольные напитки» (под которой понимается «алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и не относится к винным напиткам»), составляет основной его недостаток.

Согласно позиции Правового управления Государственной Думы РФ, закрепление слабоалкогольных напитков крепостью до 7 градусов в качестве нового вида алкогольной продукции обуславливает необходимость установления акцизов в отношении данной новой алкогольной продукции (сейчас к подакцизным товарам относится алкогольной продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 %). То есть законопроект № 879315-6, изначально направленный на ограничение розничной продажи алкогольных энергетиков, фактически предлагает установить дополнительный федеральный налог (акциз), что, очевидно, порождает ряд юридических и практических проблем, необходимость более тщательной проработки вопроса. Полагаем, что такие трудности являются избыточными на пути решения первоначальной задачи – ограничить распространение алкогольных энергетиков.

Дополнительно отметим, что определение слабоалкогольных тонизирующих напитков, содержащееся в тексте законопроекта, нельзя назвать удачным и по той причине, что оно не охватывает все категории алкогольной продукции, в реальности составляющие сейчас рынок алкогольных энергетиков в России. В частности, данное определение не включает в себя такие категории алкогольной продукции, как «винные напитки», «пивные напитки», а также слабоалкогольные напитки с содержанием этилового спирта более 7 процентов готовой продукции, произведенные с использованием тонизирующих веществ (компонентов) в качестве пищевых добавок.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает производство слабоалкогольных тонизирующих (энергетических) напитков крепостью до 9  % (согласно ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Фактический рынок алкогольных энергетиков включает в себя помимо продукции вида «слабоалкогольные напитки», также «пивные напитки» (максимально допустимая крепость 7 % объема готовой продукции) и «винные напитки» (содержание этилового спирта может быть от 1,5 до 22 % объема готовой продукции и не более 8,5 % для газированных винных напитков), в которые, согласно нормам технического регулирования РФ, могут быть добавлены тонизирующие вещества (компоненты) в достаточной мере для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека.

Таким образом, из сферы регулирования законопроекта необоснованно выпадают легально допустимые к производству слабоалкогольные тонизирующие напитки крепостью от 7 до 9%, а также «винные» и «пивные» напитки, содержащие тонизирующие вещества (компоненты) и позиционируемые производителями как слабоалкогольные.

Полагаем, что при определении показателей содержания этилового спирта в слабоалкогольных тонизирующих напитках важно учитывать особенности рынка слабоалкогольной продукции в целом: превалирующие каналы сбыта, круг основных потребителей и, как правило, ценовую доступность такой продукции. Как справедливо указано в тексте Пояснительной записки к законопроекту, анализ рынка слабоалкогольных тонизирующих напитков показывает, что данный продукт, прежде всего, ориентирован на молодежную аудиторию (продукция «выпускается в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику»). В действительности, мы видим, что способы распространения и методы продвижения алкогольных энергетиков направлены на «моментальное» потребление такой продукции, в том числе на улице, в иных общественных местах – вне организаций общественного питания (кафе, ресторанах и т.п.).

В связи с этим интересно вспомнить дифференциацию ответственности за распитие алкогольной продукции в общественных местах в зависимости от процента крепости алкогольной продукции. Статья 20.20 КоАП РФ в редакции до 2014 года предполагала особую меру ответственности за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции крепостью менее 12 %. Такой порог крепости представляется логичным и оправданным при определении алкогольной и спиртосодержащей продукции как слабоалкогольной.

С учетом изложенного, предлагаем законодателю рассмотреть возможность увеличения максимального порога содержания этилового спирта в слабоалкогольных тонизирующих напитках, розничная продажа которых на территории России планируется к ограничению, до 12 % объема готовой продукции. Также обращаем внимание на нецелесообразность исключения «винных напитков» из заявленного в законопроекте определения «слабоалкогольных тонизирующих напитков».

Что представляет собой сегмент алкогольных энергетиков на российском рынке в настоящее время (по мнению представителей алкогольной отрасли, экспертных оценок)? Это алкогольная продукция и (или) спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта от 0,5 до 12 процентов объема готовой продукции, содержащая тонизирующие вещества (компоненты) в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, и соответствующая требованиям технических регламентов, действующих на территории Евразийского экономического союза.

Такой формулировкой определения «слабоалкогольных тонизирующих напитков» предлагаем дополнить статью 2 Федерального закона № 171-ФЗ для эффективной реализации предложенных А.Г. Аксаковым и В.Ф. Звагельским в законопроекте ограничений розничной продажи алкогольных энергетиков.

Анастасия Демидова

Нет комментариев

Оставьте ответ