«Женщины в бизнесе» — так звучит тема номера нового журнала РБК. В каждой из крупнейших российских компаний, включая «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и Сбербанк, есть хотя бы одна женщина в правлении или среди вице-президентов. Но на первых постах, в должности гендиректора (или аналогичной), в компаниях рейтинга РБК 500 их совсем немного — 25 человек. Еще десять управляют крупными «дочками» иностранных компаний с выручкой от 15 млрд руб. (на женщин-руководителей приходится 7% фирм против 5% среди русских компаний).

Подавляющее большинство героинь первого рейтинга, женщин-CEO российского бизнеса, работают в частном бизнесе. Женщин практически нет на первых должностях в государственных компаниях: два генеральных директора из 25 участниц нового рейтинга (и всего два на 87 госкомпаний в рейтинге РБК 500). Но это представительство больше, чем в правительстве (один вице-премьер и один министр на 30 членов кабинета) или губернаторском корпусе (3%), но меньше, чем в президиуме Верховного суда (10%) или Государственной думе (17%).

Согласно некоторым исследованиям в России женщин на менеджерских и руководящих позициях больше, чем в какой-либо стране, — 40%, по оценке Grant Thornton. Наша страна занимает по этому показателю первое место в мире, а в десятке еще пять постсоветских стран (Армения, Грузия и вся Прибалтика). Правда, по-настоящему успешных менеджерских карьер в России совсем немного. В Америке женщин — генеральных директоров столько же, сколько и в России, 25 человек на 500 компаний. Но только компании они возглавляют несравненно более масштабные.

Например, Мэри Барра управляет General Motors с выручкой за $150 млрд. Если бы ее компания переехала в Россию, она бы в ту же секунду и с большим отрывом возглавила РБК 500. В первой сотне американского рейтинга десять женщин-руководителей, управляющих среди прочих компаниями IBM и Hewlett-Packard, PepsiCo и Oracle, а также крупнейшей в мире оружейной компанией Lockheed Martin. В России доля женщин-менеджеров растет от первой сотни (1% — гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая) к пятой (9%), каждую следующую ступень надо брать с боем.

Луковецкая занимает уверенное первое место в рейтинге «25 женщин-CEO». По итогам 2014 года «Рольф» — крупнейший автодилер страны по выручке (131,1 млрд руб.) и числу проданных машин (91 693 новых автомобиля). Как «Рольфу» удалось победить всех конкурентов на падающем рынке продаж автомобилей и связано ли это с тем фактом, что женщин в руководстве этой компании 45%, читайте в материале «Царица горы».

В топ-10 рейтинга — Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и генеральный директор «Сварочно-монтажного треста» Валентина Беляева. В этой компании она работает 53 года. Вряд ли в России найдется много специалистов с таким опытом в строительстве магистральных трубопроводов: генералов нефтяной отрасли Беляева помнит молодыми специалистами. В 2014 году выручка компании выросла почти вчетверо, но гендиректор не спешит радоваться. Почему — читайте в материале «Когда все завалено, заказчики вспоминают, что есть мы».

«Я привыкла быть среди мужчин с детства, в бакалавриате я была одной из десяти девушек среди 400 мальчиков», — рассказывает Апарна Ченнапрагада, руководитель Google Now. Что это за проект и зачем поисковый гигант выделил его в отдельное направление? Люди хотят получать информационную поддержку и услуги, даже не вбивая вопрос в строку поиска, объясняет Апарна. Что она имеет в виду и как будут развиваться технологии поиска — читайте в материале «Google Now: ответы без вопросов».

70 новых станций до 2020 года: такой план развития столичного метро на четыре года озвучил глава Стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин. Он обещает запускать по десять станций в год, хотя за минувшие четыре года город запустил 15. Выдерживать такой темп строительства очень трудно: столица привлекает все новых и новых подрядчиков и проектировщиков из других городов страны, соседних стран и даже из дальнего зарубежья. Кто и как осваивает гигантский бюджет в 1 трлн руб. — читайте в расследовании Александры Галактионовой, Светланы Рейтер и Ивана Голунова «Деньги подземелья: кто строит московское метро».

Источник: РБК

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.