Результативность государственного управления и процветание общества во многом зависят от того, как выстроены процессы взаимодействия власти и общества. В рамках третьего Московского экономического форума состоялся круглый стол «Роль современных инструментов взаимодействия власти и общества в процессе становления института лоббизма в России», на котором в очередной раз обсудили, как сделать процессы взаимодействия власти и общества цивилизованными, а именно прозрачными, доступными и эффективными. Организатором и модератором круглого стола выступила Ирина Толмачева, координатор Московского экономического форума. Количество участников круглого стола составило свыше ста человек, среди которых присутствовали практики и эксперты, представители государственной власти — Аппарата Правительства, Администрации Президента, Министерства экономического развития Российской Федерации, а также предприниматели и общественные деятели.

Дискуссия развернулась в трех направлениях. Во-первых, докладчики обратили внимание на статус отраслевых и предпринимательских ассоциаций, а также на формирование гражданского лоббизма и механизмов представления интересов некоммерческих организаций в органах государственной власти. Во-вторых, обсудили роль современных инструментов цивилизованного лоббирования. В-третьих, рассмотрели будущее института лоббизма, и его всеобъемлющее влияние на жизнедеятельность общества и государства. Так председатель комитета по взаимодействию с органами власти Ассоциации менеджеров России Марат Баширов выступил за создание нормативного регулирования деятельности отраслевых ассоциаций с целью повышения их экспертного статуса, и выразил необходимость дальнейшего развития институтов, обеспечивающих открытость государственной власти.

Представители благотворительного фонда «Шередарь» Елена Черненко и Михаил Бондарев обратили внимание на необходимость открытости благотворительных некоммерческих организаций и разумного контроля их деятельности со стороны власти, а также прозрачности взаимоотношений власти с НКО в процедурах выдачи государственных грантов благотворительным организациям. По мнению экспертов, оптимизация налогообложения  и увеличение объема финансирования социально-ориентированных НКО пошли бы на пользу, как власти, так и обществу.

Депутат Государственной Думы Дмитрий Носов подтвердил значимость возрождения в России культуры меценатства, и отметил, что существующее законодательство, регулирующее НКО, устарело, и требует переосмысления и доработки. Большую часть своего выступления депутат посвятил рассказу о личном многолетнем противостоянии табачному лобби, и подчеркнул, что единственным легитимным способом борьбы с антинациональным лоббизмом на данном этапе может являться включение общества – привлечение прессы и организация общественного резонанса.

По мнению первого вице-президента ассоциации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Павла Сигала, в настоящее время легального, официального, нормального, цивилизованного лоббизма в России нет, и власть не прислушивается к экспертному мнению любого предпринимательского сообщества. Вице-президент призвал профессионалов совместно заняться созданием механизмов и инструментов цивилизованного лоббизма, отметив, что «не только чиновники должны работать, как мы хотим, но и мы должны работать так, чтобы они работали, как мы хотим».

Заместитель председателя Комиссии по гражданскому обществу, местному самоуправлению и добровольческой деятельности Общественной палаты города Москвы Вадим Ковалев на примере истории успеха Московского Велопарада рассказал о том, как с помощью массовых общественных запросов можно формировать повестку дня для органов власти и общественных организаций. Также он отметил, что Общественная палата РФ благодаря «нулевым» чтениям и организации площадок для коммуникаций становится востребованным и эффективным механизмом продвижения предпринимательских и общественных инициатив.

Эксперт Международного союза автомобильного транспорта Станислав Швагерус поделился всеобъемлющим опытом лоббирования интересов такси, отметил неэффективность процедур оценки регулирующего воздействия, и призвал подумать о том, как сделать так, чтобы власть стала прислушиваться к экспертному мнению некоммерческих организаций, объединяющих участников рынка, и не вносила нормы, полностью несоответствующие законодательству Российский Федерации.

Генеральный директор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев в своем выступлении объяснил, что власти комфортнее работать и взаимодействовать с подобными себе по масштабам субъектами, и для развития предпринимательства ей обязательно нужны посредники, но не в виде какой-то одной организации, объединяющей весь средний или малый бизнес, а многочисленные и разнообразные структурированные предпринимательские сообщества.

Директор Российской ассоциации производителей сельскохозяйственной техники «Росагромаш» Евгений Корчевой заметил, что инструментом оценки регулирующего воздействия с удовольствием пользуются глобальные компании, как правило, с американским или европейским происхождением, которые теперь через процедуры ОРВ имеют базу ко всем проектам и документам, которые готовятся российскими министерствами. Также, по его мнению, с помощью ОРВ, используя коррупционные механизмы, можно нейтрализовать почти любую инициативу. В завершение Евгений Корчевой подчеркнул, что отсутствие публичности в сфере взаимодействия власти и бизнеса поощряет коррупцию, и это трясет рынок, не позволяет инвесторам быть уверенными в том, что можно развивать производство в нашей стране. Поэтому необходимо ввести нормы и правила в области лоббизма и представления интересов предпринимательства в органах государственной власти.

Резолюцией круглого стола «Роль современных инструментов взаимодействия власти и общества в процессе становления института лоббизма в России» стали два актуальных вывода и призыва к действию. Во-первых, необходимо законодательно оформить содержание и механизмы института лоббизма, рассматривая в качестве акторов лоббирования различные институты предпринимательства, институты гражданского общества, некоммерческие организации, опираясь при этом на принципы прозрачности и открытости. Во-вторых, необходимо принять закон об ассоциациях, созданных для представления интересов потребителей или поставщиков товаров или услуг в отрасли. Закон позволит ввести аккредитацию таких деловых некоммерческих организаций при федеральных органах исполнительной власти, регламентировать их процедуры взаимодействия по отраслевым тематикам, обеспечив прозрачность и публичность защиты интересов. Далее разрешить компаниям финансировать деятельность таких деловых некоммерческих организаций, и относить эти затраты на себестоимость. И в завершение определить, что деловые некоммерческие организации могут финансировать работы, связанные с оценкой регулирующего воздействия, в том числе с разработкой поправок к нормативно-правовым актам, и с проведением экспертиз.

Ирина Толмачева

Координатор Московского экономического форума

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.