Программы партнерства с малым и средним бизнесом утверждены далеко не во всех компаниях с госучастием, несмотря на то, что создание таких программ прописано в «дорожной карте» по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. Их главная задача — создание и поддержка пула надежных, квалифицированных, ответственных поставщиков из числа субъектов малого и среднего бизнеса, которым есть что предложить госкомпаниям. Но пока госкорпорации и малый бизнес не готовы к такому сотрудничеству. К такому выводу пришли участники конференции «Программы партнерства государственных компаний с МСБ. Первые итоги и перспективы».

По словам Сергея Фахретдинова, члена президиума генерального совета «Деловой России», основные проблемы малого и среднего бизнеса остаются неизменными: сложности с рынками сбыта, недоступность финансирования, нестабильность законодательства, высокие налоговые ставки и издержки, связанные с административными процедурами. Согласно опросу «Деловой России» большинство малых предприятий назвали своей основной проблемой низкий спрос на продукцию. Именно из-за этого их производство не может нормально развиваться. «Необходимо выстраивать малый бизнес в цепочки поставщиков, обеспечить им доступ к государственным и муниципальным закупкам, создать сбытовую и логистическую инфраструктуру, совершенствовать систему поддержки экспортной деятельности», — говорит эксперт.

По данным мониторинга Агентства стратегических инициатив (АСИ), госкомпании и сам малый бизнес не готовы к сотрудничеству. Хотя за два последних года на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета выделено более 135 млрд руб. Из 21 крупнейшей по закупкам госкомпании программы партнерства есть только у десяти. «На Западе производство небольшой партии продукции, в том числе инновационной, отдается на аутсорсинг малому и среднему бизнесу. Там крупные частные компании заинтересованы в совместной работе, потому что малый бизнес гораздо гибче реагирует на запросы корпораций и качественно выполняет свою работу. Даже есть инициативы компаний, которые заставляют привлекать субъекты малого и среднего бизнеса при закупках на сумму от 500 тыс. долл. На Западе — это аналог квотирования, только оно не относится к госкомпаниям, потому что их там нет», — рассказал Сергей Ветохин, исполнительный директор «Союза производителей композитов».

В программах партнерства должны быть определены требования к участникам закупок и преференции для малого бизнеса. Чтобы попасть в программу, в «портфеле» компании должно быть не менее двух договоров, заключенных с заказчиком по результатам закупок. А также должны отсутствовать судимость у руководителя и сведения о субъекте малого бизнеса в реестре недобросовестных поставщиков.

Компаниям, включенным в программу партнерства, положены определенные преференции. «Льготы создаются, чтобы заинтересовать малый бизнес входить в программы и активно сотрудничать с госкомпаниями. Из 10 программ понятные преференции, которые дают возможность малому бизнесу развиваться, есть только в 4. Из них у 3 предусмотрено авансирование участников программ в размере 30% от суммы договора заказа. Также заказчики предусматривают снятие требований по обеспечению поставок, в обычной ситуации требуется гарантия крупного банка. Помимо этого госкомпании готовы предоставлять факторинг малому бизнесу, который участвует в их закупочной деятельности и включен в программу партнерства», — говорит Ветохин. Он добавил, что у некоторых госкомпаний программы партнерства далеки от формирования пула надежных поставщиков в лице малого и среднего предпринимательства: в них пунктов о преференциях меньше, чем требований.

Чтобы программы партнерства госкомпаний и МСБ стали более эффективными, «Деловая Россия» готовит к запуску проект — «перезагрузку» — по которому субъекты малого бизнеса получат возможность пройти подготовку в корпоративных университетах и стать участниками региональных промышленных кластеров на производственных площадках компаний с госучастием. «Кластеры при госкомпаниях станут решать задачи «полного цикла»: от разработки продукта до его производства и вывода на рынок», — пояснил Сергей Фахретдинов.

Во исполнение «дорожной карты» помимо подготовки программ партнерства госкомпании должны проводить специальные торги для малого бизнеса. Постановление правительства, установившее квоту в 18% закупок у малого бизнеса, вступило в силу в июле этого года. Пока оно затрагивает лишь самые крупные госкомпании с оборотом свыше 10 млрд руб., в полной мере квоты заработают с января 2016 года, когда этот порог будет снижен до 1 млрд руб. и под них подпадут около 3,5 тыс. компаний с госучастием.

Нет комментариев

Оставьте ответ