Что такое GR (government relations)? Из прямого перевода понятно, что это коммуникация, это общение с правительственными структурами в лице их представителей — государственных служащих. Мы уже пришли к консенсусу —  government relations четко разделяется на коммерческий и некоммерческий. И это разделение исходит из преследуемых целей — коммерческих и не имеющих таковых. В этом смысле government relations схожи с иными бизнес – определениями: public relations, investor relations или human relations, которые тоже являются элементами бизнес — менеджмента. Но, почему в отличии от других бизнес — дисциплин именно GR требует отдельного законодательного регулирования? Попробуем посмотреть на эти коммуникации через призму социологических наук, которые давно описали и интересующие нас субъекты коммуникаций, и их цели, и взаимозависимость.

Известно, что общественные науки выделяют четыре основные группы социальных институтов (в соответствии со сферами общественной жизни):

• Политические институты.

• Экономические институты.

• Институты страт и социальной общности – это семья, сословия, расы и т.д.

• Институты культуры – отвечают за искусство, религию, образование, сохранение знаний и опыта.

Конечно, это не все социальные институты. Позволю себе также напомнить несколько классических определений для погружения читателей в логику рассуждений автора.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — это ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Функции социальных институтов:

• удовлетворение потребностей общества;

• регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Наука также определяет виды социальных институтов в зависимости от их деятельности: реляционные и регулятивные. Реляционные институты, такие, как скажем, производство чего – либо формируют ролевую структуру общества, исходя из определенных критериев. Если соединить предположение о том, что GR — это коммуникация и сделать предположение о том, что большинство участвующих сегодня в дискуссии экспертов интересует коммерческий GR, то коммуницируют социальные группы двух институтов — политического и экономического. Политические институты: государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество. Экономические институты: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

В коммерческих коммуникациях государство играет доминирующую роль. Становится понятно, почему так происходит, если рассмотреть отличия данного института от других: 1) наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) монополией на легитимное насилие; 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени суверена — народа/нации; 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета; 6) организацией власти по территориальному признаку; 7) обязательностью членства в государстве; 8) претензией на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Четвертый и восьмой пункты предопределяют формат взаимодействия государственных служащих и коммерсантов. Коммерсанты, как социальная группа, если утрировать их цель до утилитарного – стремятся извлечь прибыль из созданного ими экономического сюжета.

Государственные служащие, как социальная группа института государства, руководствуются гораздо более сложным целеполаганием. Конституция РФ гласит,что мы живем в социальном государстве. Что это значит? Социальное государство, имеет право на управление экономическими процессами, так как оно стремится к обеспечению каждого гражданина достойными условиями существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность социального государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования. Если еще короче объяснить, то государство имеет право на определение общественного интереса и влияние на него конкретного экономического процесса. И точка! И очень важная точка, чтобы помолчать и осознать, что мы во всех своих дискуссиях никогда не обсуждали вопрос: как государственные служащие определяют этот самый общественный интерес, который всегда касается определенных групп граждан, идентифицируемых по социальным признакам от возраста и обеспеченности, до профессий и мест проживания? Если мы, регулируя тот или иной экономических процесс в какой – либо отрасли, не имеем четких критериев, которыми представитель государства должен руководствоваться, очерчивая общественный интерес, то подменить его частным интересом, а что еще хуже оплаченным частным интересом, легче легкого. Так и искажается матрица социальной справедливости и экономической логики.

Попробую во второй части изложить свои взгляды на культуру коммуникаций и указать на ключевые причины, почему чиновники и бизнесмены не понимают друг друга. А в третьей – рассмотреть целеполагание государства и предпринимательства и что мы со своей стороны должны сделать, а для начала что признать, стремясь к консенсусу, без которого, как известно – «деньги на ветер» (шучу).

Продолжение следует…

Марат Фаатович Баширов, председатель комитета по взаимодействию с органами власти Ассоциации менеджеров России

1 КОММЕНТАРИЙ

Оставьте ответ