Закон о трехлетнем моратории на плановые проверки призван упростить условия работы для малого бизнеса
Закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса вступает в действие с 1 января 2016 года, он коснется как индивидуальных предпринимателей, так и юрлиц, подпадающих под определение малого бизнеса.
«Этот закон сам по себе для нас победа, шаг вперед. Я считаю, что бизнес почувствует на себе результаты усилий в этом направлении», — заявил ТАСС президент «Деловой России» Алексей Репик.
Закон о трехлетнем моратории на плановые проверки призван упростить условия работы для малого бизнеса и отчасти стать мерой поддержки в сложной экономической ситуации.
По словам Репика, закон будет не вполне эффективен в отрыве от работы по реформе контрольно-надзорных функций в государстве. Он отметил, что мораторий должен быть дополнен введением риск-ориентированных подходов к проверкам, уходом от «палочной» системы, расширением возможностей для бизнеса апеллировать по несправедливым решениям.
«У нас умеют контрольно-надзорные органы находить правильное объяснение зачастую неправильным действиям. Здесь очень важно, чтобы в комплексе ситуация все-таки была доведена до тех целевых показателей, о которых говорил бизнес», — сказал Репик. По его словам, меры, предусмотренные законом о введении моратория, должны носить системный и постоянный характер.
«Пройдут три года, жизнь-то продолжается, и поэтому проблему нужно решать в целом», — считает глава общественной организации. При этом он напомнил, что 3 декабря 2015 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию президентом РФ Владимиром Путиным «было высказано некоторое разочарование темпом работы по облегчению ведения бизнеса именно в части избыточного контроля и надзора».
В соответствии с законом, который действует с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, мораторий не коснется малого бизнеса, работающего в сфере здравоохранения, образования, социальной, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом ряд проверок все же будет сохранен.
Речь идет, в частности, о надзоре в области промышленной безопасности, пожарном, экологическом надзоре, надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении компаний малого бизнеса, эксплуатирующих объекты 1-го или 2-го класса опасности, а также надзоре в области обеспечения радиационной безопасности, контроле за обеспечением защиты гостайны, надзоре в области использования атомной энергии. Кроме того, мораторий не коснется лицензионного контроля в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами и внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Законопроект также закрепляет норму о применении риск-ориентированного подхода при организации госконтроля за деятельностью бизнеса для снижения издержек бизнеса и оптимального использования ресурсов надзорных органов. Этот риск-ориентированный подход может применяться с 1 января 2018 года, и на его основе правительство в определенных случаях может принять решение не только о непроведении плановых и выездных проверок, но и сократить или установить иной срок той или иной проверки. При этом правительство РФ вправе определить отдельные виды госконтроля, которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года. Закон был разработан в рамках реализации задач, озвученных президентом Путиным в Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года. Он тогда призвал отказаться от «принципа тотального, бесконечного контроля» и предложил ввести надзорные каникулы для малого бизнеса.
Источник: ТАСС