На прошлой неделе гостиница «Метрополь» собрала лидеров отрасли GR в рамках регулярного совещания профильного комитета Ассоциации менеджеров России. Председатель комитета, Статс-секретарь — заместитель генерального директора НПК «Уралвагонзавод», Алексей Жарич обозначил направления работы комитета: взаимодействие с органами государственной власти России, взаимодействие с органами государственной власти других стран, отраслевой GR.

Первое направление комитет будет рассматривать с точки зрения формирования контентных предложений для государства. GR как помощник государства должен усиливать региональные бизнес-процессы. На данный момент возрастает долговая нагрузка многих регионов, что провоцирует конкуренцию между ними за инвестора, прежде всего, за российского. Возникает устойчивый запрос от регионов на работу с крупными и среднекрупными компаниями, с российскими представительствами зарубежных компаний.

Второе направление, назовем его условно «международным», будет развиваться, поскольку кризисный рынок сужается и толкает многие компании на экспорт. Актуальными направлениями являются Азия, Латинская Америка, Ближний Восток. Но проблема в том, что компании не ориентируются в тонкостях продвижения товаров на зарубежных рынках, нуждаются в помощи в открытии представительств, прохождении национальных процедур сертификации, хитросплетениях национального трудового законодательства.

Третье направление — узко отраслевое — должно, с одной стороны, формироваться от конкретных задач отрасли, с другой – учитывать вопросы межотраслевого взаимодействия. Другими словами, до того момента, как на государственном уровне принимается решение, меняющее правила игры, специалисты и эксперты всех затрагиваемых отраслей должны предложить максимально комфортное решение. Это позволит после принятия решения не говорить о том, что всем стало невозможно работать.

Владимир Сенин, Президент Ассоциации менеджеров России, определил GR как «must have» для руководителей высшего звена. В современных реалиях каждый лидер компании сталкивается с необходимостью лично формировать устойчивые доверительные отношения с представителями государства. GR как профессия нуждается в институционализации и формировании тиражируемых решений. Комитет должен стать центром компетенций. Для тех компаний, которые не могут позволить себе иметь качественные GR департаменты, должны быть готовые адаптируемые решения.

Директор по стратегическому развитию Российского экспортного центра Михаил Снег обозначил проблему привлечения инвестиций, медленного роста экспорта. Как один из способов выхода на более высокие показатели, он отметил объединение финансовой и нефинансовой поддержки отечественных компаний. В качестве нефинансовой поддержки Центр видит сотрудничество на проектной основе, системное взаимодействие (проработку нормативно-правовой базы), предлагает страховку рисков, консалтинг по таможенным процедурам, защите собственности, субсидирование ставок по кредитам через профильные банки, такие как Росэксимбанк.

Генеральный директор BAIKAL Communications Group Эдуард Войтенко отметил неоднородность консалтинговых компаний, работающих на международной арене. Актуальной становится задача формирования профессиональных стандартов в отрасли.

Соучредитель Консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев подчеркнул большую разницу в форматах взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в разных регионах. Губернаторы в основном охотно общаются с местными предпринимателями, но не готовы к включению в свою повестку представителей других регионов. Поэтому существует проблема эффективного общения инвесторов и регионов. В некоторых регионах, например в Татарстане, данная задача решается через организацию представительств в Москве, которые работают как «служба одного окна» для инвестора и параллельно решают все вопросы с федеральными госорганами.

В контексте отраслевого взаимодействия с органами государственной власти член Правления — Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам МТС Руслан Ибрагимов описал особенности своего рынка. В связи с монопольным характером, с необходимостью поиска консенсуса с ключевыми игроками и с публичностью компании основной потребностью является стабильное и последовательное развитие рынка. Оно достижимо благодаря смещению акцентов с GR как механизма снятия риска к GR как к регулятору правил игры.

 

Генеральный директор коммуникационного агентства GR CLUB Ольга Матюшина затронула тему внедрения новых форматов. Учитывая дефицит доверия между бизнесом и властью, необходимо подходить к GR как стратегическому процессу. Основной мотивацией специалиста по взаимодействию с органами государственной власти должна стать его репутация, ничуть не менее, чем у чиновника или предпринимателя. Время калейдоскопа и быстрых захватов прошло. Наиболее эффективным становится длительное сотрудничество, проекты, направленные на длительное развитие. Поэтому сугубо деловые открытые офф-лайн площадки, такие как ассоциации или отраслевые объединения, дополняются деловыми клубами. Это способствует формированию системы самоконтроля: если ты знаешь, что именно в этом кругу ты встречаешь авторитетных людей и не войдешь в свое сообщество в случае потери своего реноме, то ты задумаешься. Неслучайно в деловой закрытый GR CLUB можно войти только по рекомендации. Это гарантия чистоплотности сообщества. Вторым интересным форматом является экспертная он-лайн площадка GR NEWS. Это виртуальный ресурс для GR сообщества, для бизнес-сообщества и для органов государственной власти, где можно найти аналитику, авторитетные суждения, новости. Данный формат обмена профессиональной информацией сейчас актуален, поскольку пора отойти от GR как от кулуарного лоббизма и перейти к формированию прозрачного профессионального поля.

Комитет по отношениям с госорганами Ассоциации менеджеров России выразил желание создать работоспособное динамичное сообщество, деятельность которого направлена на повышение эффективности функционирования государственных структур и содержательности повестки бизнеса.

Автор: Ольга Матюшина

Нет комментариев

Оставьте ответ