В России началось общественное обсуждение законопроекта «О технологической долине», который позволит создать модель особого статуса инновационных центров, своего рода университетских территорий опережающего развития.

История Кремниевой долины является противоположностью проекта в Сколково. В Калифорнии наукоемкая индустрия разворачивалась на базе мощного университета, то есть там, где уже были люди, обладающие соответствующими навыками, и где они хотели бы жить. Сколковский же проект в этой части отчасти походил на мобилизационные задания советской эпохи, когда подлинный наукоград могли построить буквально в чистом поле или тайге, привезя все необходимое – в том числе, людей, пишет «Независимая газета».

«Речь идет о создании модели особого статуса инновационных центров, которая впоследствии может применяться уже по всей стране: там, где действительно есть научная и интеллектуальная среда»

При этом издание отмечает, что в рамках мобилизационной системы подобная модель работала. Однако в современных, рыночных условиях подход, как и следовало ожидать, оказался далеко не столь продуктивным. Сейчас инновации идут туда, где есть люди, а не наоборот.

Теперь же в России началось общественное обсуждение законопроекта «О технологической долине».

Данный документ обычно ассоциируется с Московским государственным университетом. МГУ необходима такая технологическая долина, поскольку в современном мире передовые ВУЗы уже не ограничивают свою зону ответственности лишь образованием, и даже наукой. Они все активнее занимаются инновациями, т.е. создают возможности для коммерциализации открытий и изобретений. В этом смысле предложение авторов законопроекта «О технологической долине» об объединении всей ее территории под управлением отдельной компании представляется безусловным шагом вперед. Именно в такой конфигурации появляется возможность использовать положительный опыт, наработанный в Сколково. В том числе – в части наделения соответствующей территории особым статусом, и предоставления участникам проекта участникам проекта льгот и преференций.

Анализ документа показывает, что в ходе работы над ним авторы сумели учесть многие опасения, которые высказывались в связи с проектом. На этапе становления идеи речь шла, по существу, о дорогостоящем проекте расширения кампуса университета. А озвучивавшаяся схема «инвестконтракта» беспокоила представителей многих государственных органов, которые считали ее крайне непрозрачной с точки зрения движения финансовых потоков. Сегодня предлагается совершенно иной подход. Проект закона кардинально ограничил возможности нецелевого использования земли. Фактически, он исключает уход столь ценного актива в частные руки (что очень похоже на условия, в которых создавалась калифорнийская Кремниевая долина). То же относится к имуществу, входящему в состав инфраструктуры «долины». Она может использоваться исключительно в целях, обеспечивающих реализацию проекта. Все это является ответом на критику, которая звучала на этапе общественных слушаний и касалась опасений, что идея сведется в итоге лишь к строительству коммерческого жилья.

Самое же главное, что Технологическая долина позволит МГУ создать площадку, обеспечивающую востребованность его научного потенциала. Известно: исследователи и ученые вуза участвуют в коммерческих проектах (например, через «Фонд Бортника» и другие институты развития) и сегодня. Однако родной университет мало чем может помочь созданным на основе его разработок компаниям. А значит, и рождается их далеко не так много, как хотелось бы. В случае же появления Технологической долины ученым и исследователям станет на порядок проще реализовать свои идеи там, где они и так предпочитают жить и работать: в своей университетской среде. Это можно будет делать и через участие в заказах на разработки и исследования от отечественных компаний, и через создание собственных бизнесов. А значит, расширятся их карьерные перспективы: и не где-то в Западном полушарии, а здесь, в России.

Впрочем, дело не только в университете. Как в случае со Стэнфордом, он служит лишь ядром, «точкой кристаллизации». А в целом законопроект позволяет создать вокруг ВУЗа полнокровную инновационную экосистему, включая новые исследовательские центры, технопарк – на условиях частно-государственного партнерства. Соответственно, появляется возможность привлечь сюда новые ресурсы, не связанные с университетом: и человеческие, и финансовые.

В то же время эксперты настаивают на необходимости рассмотрения возможность участия широкого круга ученых, а не только отдельных коллективов столичных вузов и НИИ. И в этом смысле весьма выигрышным выглядит следующее обстоятельство. Хотя проект закона и ассоциируется с МГУ, в нем самом нет упоминаний о Московском университете. Речь идет о создании модели особого статуса инновационных центров: своего рода университетских территорий опережающего развития. Она, впоследствии, может применяться уже по всей стране: там, где действительно есть научная и интеллектуальная среда.

Нет комментариев

Оставьте ответ