В день Космонавтики 12 апреля состоялся бизнес-форум выпускников НИУ ВШЭ «Government Relation». В ходе мероприятия представители бизнеса, власти, некоммерческого сектора, выпускники, преподаватели и студенты НИУ ВШЭ, а также лица, заинтересованные в процветании государства и общества, обсудили актуальные вопросы и перспективы взаимодействия власти и бизнеса.

Организаторами и модераторами дискуссии выступили выпускники НИУ ВШЭ, эксперт в области взаимодействия власти и бизнеса Толмачёва Ирина Васильевна и директор Центра по работе с выпускниками Болкунец Дмитрий Викторович. Мероприятие посетил и внимательно заслушал несколько докладов заместитель Министра финансов РФ Зубарев Юрий Иванович, также являющийся выпускником Высшей школы экономики.

В обсуждении приняли участие свыше пятидесяти экспертов. С докладами выступили директор по связям с общественностью — руководитель блока информационной политики ПАО «Интер РАО» Назаров Антон Анатольевич, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Орлов Дмитрий Иванович, директор по связям с органами государственной власти JSC Cordiant Акимов Антон Викторович, председатель Общественного движения TAXI 2018 Швагерус Станислав Евгеньевич, директор АНО «Инфокультура» Бегтин Иван Викторович, руководитель направления GR «Сбербанк страхование жизни» Руденко Ирина Тиновна, старший партнёр Группы юридических компаний «Озерский, Четвергов и партнеры»  Озерский Игорь Дмитриевич, доцент кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ Васильева Светлана Викторовна, руководитель проектов PBN Hill+Knowlton Strategis Чалаби Башир Фахедович, секретарь генерального совета Ассоциации развития бизнес-патриотизма «Аванти» Никитин Алексей Сергеевич, генеральный директор Аналитического центра «Проектный офис» Юртаева Валерия Константиновна, президент Фонда «Защита нации» Сушинский Сергей Александрович, основатель компании «ЛоббиКонсалт» Ежов Алексей Сергеевич.

4

Хотя в очередном Национальном плане противодействия коррупции лоббизм даже не упоминается, это не означает, что фактические механизмы и инструменты лоббизма становятся не существенными или даже не существующими. На ближайшие два года тема регулирования лоббизма и процессов взаимодействия власти и бизнеса «уходит в отпуск», так как институты власти публично не заявляют о такой необходимости. Тем не менее, жизнь продолжается: ряды цивилизованных лоббистов и GR-специалистов множатся, содержание профессионального стандарта и создание реестра лоббистов обсуждается, философия открытых данных реализуется, университетские кафедры пишут соответствующие обучающие программы, ассоциации лоббистов конкурируют, формируются регулярные институциональные и неформальные коммуникационные площадки. Институт лоббизма в России продолжает стремительно развиваться.

Поэтому обсуждение на дискуссионной площадке бизнес-форума концентрировалось на теоретических, технологических и прикладных аспектах эффективного и цивилизованного лоббизма, необходимости создания профессионального стандарта в сфере представления интересов бизнеса в органах государственной власти, и вероятности законодательного регулирования процессов лоббизма в ближайшее время. Параллельно участники мероприятия высказывали мнение относительно идеи создания коммуникационной площадки, обеспечивающей сотрудничество в сфере GR, как для выпускников Высшей школы экономики, так и для коллег, заинтересованных в развитии и формировании профессиональной среды.

Результаты дискуссии оказались вполне предсказуемы. Во-первых, содержание докладов представителей цивилизованного лоббизма было слишком разнообразным. Каждый из докладчиков рассказывал про свой лоббизм и свой джиар по причине того, что до сих пор не существует никакого внятного отечественного определения лоббизму и его процессам. Во-вторых, участники дискуссии согласились с необходимостью создания коммуникационной площадки с регулярным обсуждением современных лоббистских процессов для формирования качественной профессиональной среды. Особенный интерес вызвала идея организации открытых и неформальных встреч представителей бизнеса и власти, целью которых  станет обсуждение конкретных вопросов развития различных отраслей предпринимательства. В этом контексте взаимодействие выпускников НИУ ВШЭ представляется оптимальным, поскольку Высшая школа экономики выучила многочисленных чиновников и предпринимателей.

Поддержку в организации мероприятия обеспечили студенты Элиана Русланова и Мадина Гумаргалиева, а также сотрудник Центра по работе с выпускниками Артем Камаев.

8

Тезисы участников бизнес-форума выпускников НИУ ВШЭ  «Government Relation»:

Акимов Антон Викторович, директор по связям с органами государственной власти JSC Cordiant:

«Особенности торговой политики в шинной отрасли включают в себя таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, защиту внутреннего рынка, защиту и представление интересов компаний на внешних рынках. Как показывает практика, для шинных компаний, часто являющимся глобальными игроками и конкурирующими между собой в различных регионах мира, именно торговая политика является одним из наиболее важных направлений во взаимодействии с органами власти, принимающими ключевые решения. Наша компания взаимодействовала в Минэкономразвития России, ЕЭК и другими организациями при введении специальных мер защиты внутреннего рынка, а также с российскими ведомствами и органами, проводящими расследования, и ВТО при расследованиях на экспортных направлениях. В целом по нетарифным барьерам, и специальным мерам защиты рынка как их составной части, мы активно работаем как с международными организациями, так и органами власти по всему миру. Наша схема взаимодействия с органами власти включает в себя самые разнообразные направления: от технического регулирования и аккредитации до рассмотрения отдельных вопросов на комитетах Всемирной торговой организации.

В 2015 году шинные компании приняли активное участие в процессе смены куратора исполнительной власти. Тогда Минэнерго передало бразды управления Минпромторгу. На текущий момент в рамках Минпромторга шинные компании активно работают по ряду направлений, включая субсидирование процентных ставок по кредитам, разработку стратегии развития отрасли, техническое регулирование и т.д.

Cordiant активно и успешно работает с органами власти. В последнее время реализовано множество интересных и важных проектов как внутри страны, так и на внешних рынках. При этом работа с органами власти носит сугубо практический характер, основываясь на знаниях тончайших нюансов нормативных актов, экономики предприятия и отрасли, особенностях каждой организации и взаимоотношений между ними».

Чалаби Башир Фахедович, руководитель проектов консалтинговой компании PBN Hill+Knowlton Strategies:

«У международного и российского бизнеса существует растущая потребность в прозрачных, подотчетных коммуникациях с органами власти. Имеющий глобальную экспертизу консалтинг как раз приносит высокие стандарты работы, успешно совмещая их с пониманием региональной специфики. И внедрение в России практик оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия позволило сделать процессы нормотворчества более открытыми и чуткими к нуждам бизнеса. Вместе с тем, компаниям следует выстраивать комплексные стратегий взаимодействия с органами власти, позиционируя себя как партнеров, заинтересованных в развитии национальной экономики».

Сушинский Сергей Александрович, президент Фонда «Защита нации»:

«Общественное лоббирование — это эффективная форма продвижения интересов гражданского общества. Примером общественной лоббистской кампании является продвижение и принятие антитабачного закона. Были в совершенстве отработаны четыре этапа лоббирования: основание на строго научной аргументации в части размера проблемы и путей её решения; поиск союзников среди специалистов (врачей), учёных, общественных организаций; поиск журналистов и выход в СМИ; убеждение министерства здравоохранения и депутатский корпус в необходимости пакета законов и поправок к законам по данной теме. Использовались общедоступные законные способы: переговоры, многократная кампания «умных писем» от граждан и организаций, митинги и пикеты, участие в парламентских слушаниях, репортажи, статьи, опросы общественного мнения. В результате, закон был принят, а по следам проведённой пяти летней работы была написана книга «Лоббирование от А до Я», подробно раскрывающая приведённые и другие инструменты лоббирования и мотивирующая активно вовлекаться всем желающим в общественную деятельность во исполнение третьей статьи Конституции, по которой народ является единственным источником власти».

Озерский Игорь Дмитриевич, старший партнёр Группы юридических компаний «Озерский, Четвергов и партнеры»:

«В целях реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, представляется необходимым законодательно урегулировать данные правоотношения, посредством принятия закона о лоббистской деятельности. На примере западных моделей и в соответствии с существующими на сегодняшний день законопроектами под лоббизмом понимается взаимодействие юридических и физических лиц с федеральными органами государственной власти и их представителями с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами законодательных актов, административных, политических и иных решений. По мнению Группы юридических компаний «Озерский, Четвергов и партнеры», законодательное урегулирование лоббистской деятельности будет способствовать демократизации, реализации конституционных прав граждан и юридических лиц, ликвидации «правового вакуума» в области взаимодействия общества и органов государственной власти, предупреждению коррупции».

Швагерус Станислав Евгеньевич, председатель Общественного движения TAXI 2018:

«В условиях технологической революции и широкого проникновения информационных технологий во все сферы экономики и общественно-политических отношений появляется объективная необходимость учитывать эти тенденции при продвижении интересов бизнеса и общества в органах государственной власти. Ряд отраслей и видов экономической деятельности уже ощутили на своем примере изменения, связанные с развитием IT и экономики совместного потребления, которые кардинально меняют и бизнес и его взаимоотношения с государством и потребителями услуг. Это приводит к востребованности общественной формы лоббистских кампаний, направленных на более широкое применение государством информационных технологий в целях совершенствования государственного управления и применения новых методов регулирования отраслей экономики».

Ежов Алексей Сергеевич, основатель компании «ЛоббиКонсалт»:

«Современное состояние института лоббизма в России вызывает множество споров и разногласий в профессиональной среде. Отсутствие «правил игры» в лоббистской деятельности, с одной стороны, оказывает негативное влияние на потребителей услуг лоббистов, т.к. отсутствуют механизмы защиты от недобросовестных участников рынка. Вместе с тем, отсутствие регулирования данной профессиональной области позволяет реализовывать многообразие практик и подходить к делу с креативной стороны. Таким образом, на мой взгляд, при отсутствии регулирования института лоббизма на уровне федерального законодательства, мне бы хотелось осветить несколько предложений и наработок, способствующих позитивному развитию института лоббизма в РФ. Во-первых, это внедрение образовательных программ повышения квалификации в сфере лоббистской деятельности. Данная наработка реализована мной в ИПК ТЭК при Минэнерго РФ как образовательная программа на 144 часа. Во-вторых,  создание GR и лоббистских молодежных клубов — как системы вовлечения молодежи в процесс выстраивания цивилизованного лоббизма и профилактики коррупционной деятельности. В-третьих, проведение и поддержка публичных массовых мероприятий, позволяющих формировать площадки для обмена опытом и практиками в сфере лоббизма.

Да, ну и конечно, я категорически не согласен с подходом ряда коллег, которые пытаются путем применения лоббистских инструментов противодействовать внедрению инновационных технологий в экономические и социальные процессы нашей страны, как это происходит сейчас с такси».

Юртаева Валерия Константиновна, генеральный директор Аналитического центра «Проектный офис»:

«Результаты исследовательского проекта «Рынок лоббизма в России: возможности и угрозы» показали, что к ключевым возможностям развития рынка лоббизма в России можно отнести: рост спроса на инструменты цивилизованного лоббизма, рост спроса на услуги отраслевого лоббизма, рост спроса на услуги международного лоббизма (в том числе расширение географии рынка), рост спроса на «образование» регулятора (снижение рисков административных барьеров для развития новых рынков), рост спроса на региональный лоббизм (в том числе продвижение инициатив на федеральном уровне). Ключевые угрозы для рынка лоббизма в России заключаются в следующем: снижение спроса на услуги корпоративного лоббизма и смещение спроса от компетенций по формированию коммуникаций к компетенциям по экспертно-аналитическому обеспечению».

Руденко Ирина Тиновна, руководитель направления GR «Сбербанк страхование жизни»:

«Для меня джиар, в первую очередь, это «relations», то есть отношения, взаимодействие, партнерский диалог, мотивированное разъяснение своей позиции, умение услышать контраргументы партнера. И еще очень важный момент. Вступая в диалог с государством, мы всегда стараемся выступать не как компания, пусть и лидер рынка, а быть рупором, выразителем интересов  сообщества страховщиков жизни в целом. Такой подход требует, конечно, более кропотливого труда, ведь надо согласовать мнения, интересы всех участников рынка, выработать консолидированную позицию. Но такой метод наиболее эффективен. Во-первых, во время обсуждений, выработки общей позиции сами собой отметаются не жизнеспособные, «шальные» идеи и «хотелки», и на площадку дискуссии с федеральными органами государственной власти мы выходим уже с конструктивными, тщательно проработанными и экономически просчитанными предложениями. Во-вторых, власти комфортнее разговаривать не с отдельными страховщиками жизни, а именно с рынком через его профессиональные объединения (в нашем случае это Всероссийский союз страховщиков и Ассоциация страхования жизни). Именно тогда государство вас слышит и идет с вами на конструктивный диалог».

Никитин Алексей Сергеевич, секретарь генерального совета Ассоциации развития бизнес-патриотизма «Аванти»:

«У нас есть опыт создания альтернативных площадок для бизнеса. Это ассоциация развития бизнес-патриотизма и Молодежное движение СИЛА, которые могут лучше удовлетворять запросы бизнеса. «Большая четверка» (ТПП, РСПП, ОР, ДР) доказали свою эффективность на системном — государственном уровне, а кто поможет малому бизнесу в его повседневной работе? Только фокусировка на этих проблемах, способна принести реальную пользу здесь и сейчас «в моменте». Важна реализация программ обучения и проведения встреч с лидерами, политиками и предпринимателями, добившихся значительных успехов. Мы запустили такие программы и встречи. За два года у нас в гостях были известнейшие люди, встретиться и обсудить что-то с которыми в реальной жизни очень сложно. Бизнесмены имели такую возможность, причем совершенно бесплатно. Для этого не нужно устраивать шумных форумов и пышных встреч. Люди готовы бесплатно поделиться опытом, был бы толк. Самым успешным мероприятием стал старт-ап-марафон для молодых бизнесменов, в ходе которого из ста проектов были выбраны одиннадцать, и все они заинтересовали инвесторов. Сейчас идут встречи, структурируется работы, некоторые старт-апы уже вышли в реальную среду. Такое мероприятие стало возможным благодаря поддержке РСПП, и это говорит только о том, что федеральные площадки открыты для сотрудничества и диалога».

Нет комментариев

Оставьте ответ