Профсоюз таксистов и «Гильдия автошкол» предложили Минтрансу ввести обязательный курс повышения квалификации для таксистов, в ходе которого водителей обучат русскому языку, навыкам социального общения и ориентированию в городе. Авторы идеи ссылаются на жалобы клиентов на неопрятный вид таксистов, их «неадекватное поведение» и опасную манеру вождения. В мэрии Москвы идею поддержали, предложив закрепить ее законодательно. Делать курсы обязанностью неправильно, считают эксперты: таксопарки и интернет-агрегаторы заказов сами должны быть заинтересованы направлять работников на повышение квалификации.

Некоммерческое партнерство (НП) «Гильдия автошкол» и межрегиональный профсоюз работников такси «Таксист» направили письмо в Минтранс (есть в распоряжении «Ъ»), предложив ввести спецкурс для обучения водителей, которые работают по найму в таксомоторных парках или планируют этим заниматься. Сегодня к ним не предъявляется никаких специальных требований, кроме тех, что обязательны при сдаче экзамена на права категории B, пояснил «Ъ» глава «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев. В то время как в Германии, отметил он, будущий таксист должен пройти спецобучение, сдать экзамен и получить сертификат профессиональной компетенции.

«Гильдия автошкол» ссылается на данные ГИБДД: в 2015 году в России по вине таксистов произошло около 300 ДТП с пострадавшими, погибли 104 человека. В ходе спецоперации «Таксист» (проводилась полицией с 3 по 15 апреля 2016 года) в Москве было проверено 173 тыс. легковых такси. 68 тыс. водителей были привлечены к административной ответственности, 197 ездили пьяными, у 304 не было прав. У водителей изъяли в общей сложности 273,7 г наркотических средств и две единицы огнестрельного оружия. Заместитель председателя профсоюза «Таксист» Андрей Попков говорит также о жалобах граждан: им не нравится непрофессиональная манера вождения таксистов, их неопрятный внешний вид, «неадекватное состояние» некоторых водителей.

На предложенных курсах водители будут изучать «Навыки социального общения», «Проблемы преступных нападений», «Ориентирование в городских условиях» и «Пользование навигатором», а также «Обучение русскому языку» (факультативно, по решению автошколы). 16-часовой курс будет стоить не дороже 2-3 тыс. руб., говорит господин Лобарев. В перспективе такое обучение должно стать обязательным, говорит Андрей Попков, если эту идею поддержит Минтранс.

В Минтрансе письмо не комментируют. Исполнительный директор Национального совета такси Станислав Швагерус говорит, что отсутствуют механизмы, способные заставить водителей пойти на эти курсы, а таксопарки (или агрегаторы заказов «Яндекс», Gett, Uber) — запретить работать не прошедшим допобучение работникам. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева считает, что письмо надо было направлять не в Минтранс, а в Минобрнауки, где и курируют все вопросы обучения водителей. По ее словам, все, что «Гильдия автошкол» включила в свои курсы, в том или ином виде уже изучается в автошколах. Она отметила, что с 1 июля 2016 года все поступающие на работу таксисты должны будут соответствовать требованиям приказа Минтранса N287: иметь стаж не менее трех лет, уметь «контролировать свое эмоциональное состояние», «обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров».

«Поддерживаем инициативы, связанные с обучением водителей,— заявили «Ъ» в пресс-службе департамента транспорта Москвы.— Выступаем инициативно с внесением подобной нормы в федеральное законодательство, которое позволит субъектам РФ предъявлять дополнительные требования к водителям, в том числе и по обучению и повышению квалификации».

«Именно бизнес как самая заинтересованная сторона должен заниматься дополнительным обучением или быть его заказчиком,— говорит руководитель PR-проектов «Яндекс.Такси» Элина Ставиская.— Бизнес располагает обширной обратной связью с клиентами и оперативно определяет потребности в тех или иных знаниях и навыках водителей. Водителю необходимы коммуникационные навыки, стрессоустойчивость, умение предотвратить или уладить конфликт. В идеале водитель должен быть знаком с историей и достопримечательностями города, особенно в регионах с развитым туризмом». Сейчас «Яндекс.Такси» направляет водителей в центры обучения в Москве и Санкт-Петербурге, где они слушают лекции и сдают экзамены, после чего начинают, уверяют в агрегаторе, получать больше заказов.

Источник: kommersant.ru

Нет комментариев

Оставьте ответ