Региональные власти, часто не заинтересованные ни в самостоятельном повышении эффективности объектов теплоснабжения, ни в передаче их в частные руки, с 2018 года могут полностью лишиться своих прав на управление ими. Как заявил во вторник замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис, законопроект, предполагающий ликвидацию жилищно-коммунальных ГУП и МУП (государственных и муниципальных унитарных предприятий) с 2018 года, нашел поддержку во всех органах власти и может быть утвержден в текущем году. Это означает, что подавляющее большинство теплосетей и котельных меньше, чем через два года окажутся в управлении частного бизнеса.

Не все регионы рады такому решению и открыто говорят о том, что теряют последний источник поступления средств. Но средства нужны скорее тепловикам: по данным Минстроя, недоинвестированность сферы теплоснабжения составляет более 200 млрд рублей. Преодолеть миллиардный разрыв между «есть» и «надо» позволят концессии, и, как сообщил журналистам «GR NEWS» Чибис, Минстрой ставит задачу сделать это в ближайшие 5 лет.

Первый шаг к снижению аварийности

Главный стимул властей активно решать проблему теплоснабжения – растущая аварийность. За прошедшую зиму произошли тысячи аварий, оставившие жителей без тепла в самые холодные дни, случаи в Санкт-Петербурге и Смоленске были взяты на особый контроль, а аварии на теплосетях в Ижевске привели к уголовному преследованию чиновников и отставкам на самом высоком уровне. В марте Минэнерго приводило неутешительные цифры о состоянии теплоэнергетики: доля нуждающихся в замене теплосетей растет в среднем на 2% в год по итогам 2015 года составляет 26%, а скорость реального обновления инфраструктуры значительно отстает от требуемой — в прошлом году было заменено 2,7% теплосетей при необходимости 4%. В теплогенерации ситуация немногим лучше: возраст 23% котлов и 18% турбин превысил 50 лет, возраст соответственно 52% и 43% выше 30 лет, и эта статистика не учитывает муниципальные котельные, где оборудование еще старее.

Исходя из этих цифр количество аварий в предстоящий осенне-зимний период увеличится, что в условиях приближающихся думских выборов, вряд ли устраивает не только потребителя, но и государство. В 2016 году Минстрой обещает усилить контроль над подготовкой регионов к зиме, чтобы не было таких случаев, как в Ижевске, где чиновники к 1 ноября отрапортовали о полной готовности инфраструктуры, а по факту это оказалось далеко не так, отметил Чибис.

Однако основной механизм снижения аварийности, конечно, не надзор. По мнению замглавы Минстроя, проблему полностью должны решить концессионные соглашения.  Как говорится в материалах Минстроя, в 35 регионах, где в течение 1,5 и более лет реализуются проекты по концессиям, уровень аварийности в теплоснабжении в среднем снизился почти на половину — на 47%. Уровень потерь в теплосетях упал на 18%. «Эти цифры говорят сами за себя», — сказал Чибис, добавив, что требование по снижению аварийности закладывается на начальном этапе в условия концессий. Регион в каждом конкретном случае сам определяет целевые показатели. По словам чиновника, на уровне министерства жестких требований к этому параметру не будет. «Это вопрос конкретного региона. Можно сделать золотую систему, но это очень дорого, поэтому должен быть найден разумный баланс», — отметил он.

Причина высокой аварийности в недостаточно эффективном управлении и в недофинансированности. Потребность отрасли в инвестициях на ближайшие пять лет составляет 200 млрд рублей в год, говорится в материалах Минстроя. По мнению Чибиса, этот объем в пятилетний период будет полностью закрыт за счет концессионных соглашений. «Мы хотим этого добиться, и все для этого делаем», — заявил он.

Оценку Минстроя по недоинвестированности теплоэнергетики можно считать оптимистичной по сравнению с тем, во сколько необходимый объем вливаний оценивают сами участники рынка. «По самым примерным оценкам, недоинвестированность отечественной теплоэнергетической отрасли в настоящий момент составляет около 2 трлн рублей», — приводит расчёты представитель группы «Т плюс» (компании с этого года переданы в концессию, в частности, аварийные теплообъекты печально известного Ижевска). Уровень потерь в теплосетях страны достигает 20-30%, что практически в четыре раза выше, чем в Европе, при этом около 30% жителей многоквартирных домов в нашей стране жалуются на недостаток тепла, комментируют нынешнее состояние отрасли в «Т плюс». По словам представителя компании, в первую очередь во вложениях нуждаются внутриквартальные теплосети.

Прежде, чем предлагать инвесторам активы, имеет смысл оптимизировать существующие схемы теплоснабжения, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Для теплогенерации такой механизм разрабатывается – это принцип тарифного регулирования на основе альтернативной котельной. Соответствующие изменения, как ожидается, будут приняты если не в весеннюю, то в осеннюю парламентскую сессию. «Отрасль нуждается в изменении базовых принципов тарифного регулирования, концессии же – это частный случай», — отмечает Пикин. Он считает, что концессии вряд ли дадут необходимый денежный поток, вопрос, откуда взять деньги на инвестиции останется, а потребители вряд ли «потянут» серьезное повышение тарифов, рассуждает эксперт.

Преодоление сопротивления

Развитию ГЧП в теплоснабжении сейчас в очень многих случаях препятствуют региональные власти. Многим из них выгодно, чтобы система тарификации и расходования средств оставалась непрозрачной, признает Чибис. После того, как вышло постановление о передаче в концессию всех неэффективных муниципальных унитарных предприятий (МУП) в сфере ЖКХ, многие МУП по решению регионов чудесным образом превратились в эффективные. Чтобы исключить подобные злоупотребления, Минстрой выступил с инициативой ликвидировать все МУП с 2018 года, и эта инициатива нашла поддержку во всех профильных ведомствах. С 1 января 2018 года подавляющее большинство объектов, находящихся в собственности МУП, должно быть передано частному бизнесу в концессию. Перед этим Минстрой предлагает провести реорганизацию муниципальной собственности с укрупнением предприятий ЖКХ. Для тех регионов, где процесс подготовки к передаче объектов от МУП к концессионерам задержится, будет разработан специальный переходный период, об условиях которого Минстрой сообщит к концу апреля.

В течение 2016 года Минстрой рассчитывает за счет совершенствования законодательства преодолеть и другие препятствия к оперативной передаче объектов ЖКХ в частные руки. В настоящее время предметом концессионного соглашения не может быть незарегистрированное имущество, а оно составляет 22% всех объектов МУП и ГУП. Минстрой предлагает разрешить передачу в концессию до 50% незарегистрированного имущества с обязательством инвесторам его зарегистрировать. Кроме того, в концессию можно будет передавать активы с долгами, если это долги по налогам, зарплатам или за электроэнергию. Таких объектов довольно много, например, в Архангельске есть инвестор, интересующийся МУП «Водоканал», но не концессия не может быть оформлена из-за долгов предприятия в 1,6 млрд рублей.

Еще одна новелла будет касаться включения региона в концессионное соглашение в качестве субъекта, несущего обязательства по соблюдению заложенного уровня тарифа: инвестор должен понимать, что новый электоральный цикл не приведет к тому, что власти внезапно захотят отказаться от уже утвержденного роста тарифа.

Чибис напомнил, что для концессионеров с 1 июля 2016 года начинает действовать система долгосрочного тарифного регулирования «с 5% защищенной прибыли» и возможностью сохранять у себя сэкономленные на оптимизации средства. Отвечая на вопрос  о том, не случится ли с долгосрочными тарифами в тепле тот же коллапс, что в электросетях (когда заложенный в RAB-тариф рост «уперся» в политическое решение о сдерживании инфляции), замглавы Минстроя сказал: «Нам нужно эту линию, когда государство выполняет свои обязательство по заключенным и утвержденным долгосрочным тарифам, выдержать до конца, чтобы снять этот риск… Выполнять свои обязательства должны все, и бизнес и государство: подписались под тарифом, нравится–не нравится, вы обязаны их дать. Если вы их не даете, закладывайте, как в законе прописано, деньги в региональный бюджет, компенсируйте выручку (недополученную компанией-концессионером – ред.) напрямую».

В тарифное регулирование по теплу уже заложены достаточно жесткие ограничения (не более 4% в этом году), отметил чиновник. Для поддержки концессий государство разрешило регионам превышать эти ограничения, в случае, если рост обоснован и сами местные власти с ним согласны. В большинстве же случаев регионы противятся концессиям именно из-за того, что они ведут к непопулярным тарифным решениям. А.Чибис допустил, что этот фактор может затормозить внедрение концессионных соглашений в период электоральной кампании.

Эти опасения разделяет глава группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. «Дорожная карта была утверждена в 2014 году, за прошедшие два года ситуация продвинулась слабо. Учитывая, что осталось два года, на которые придется предвыборная кампания, переход на концессии к 2018 году можно назвать очень амбициозным планом», — сказала она.

Главная проблема теплоэнергетики в том, что это отрасль с очень большим социальным компонентом: две трети потребителей тепла – это население, тогда как в электроэнергетике только 17%, отмечает Порохова. Она напомнила, что еще на этапе подготовки дорожной карты необходимый рост тарифов оценивался в 30-40%. Теплоснабжение занимает больше половины в платежке граждан за услуги ЖКХ, и это очень чувствительное повышение. Теоретически этот рост можно было бы компенсировать повышением эффективности работы тепловых объектов, но на это уйдут десятки лет.

Магазин концессий

Несмотря на все сложности, число концессионных соглашений в ЖКХ растет. Как сообщил А.Чибис, если в 2014 году их было 112 на 8 млрд рублей, то в 2015 году — 271 на 70,8 млрд рублей. Количество концессий в теплоснабжении выросло с 65 до 160. С начала этого года объявлено 300 конкурсов. Объем концессионных соглашений в 2016 году уже достиг 107. Замглавы Минстроя отметил: «Мы надеемся, что и 2016 году темпы и качество, что важно, концессионных соглашений будут больше (чем в 2015 году – ред.)».

Инвесторы перестали считать жилищно-коммунальное хозяйство «черной дырой», подчеркнул А.Чибис. Отрасль с годовым оборотом более 4 трлн рублей (из них на тепло приходится 1 трлн рублей) и стабильным спросом, становится все более привлекательной для частного бизнеса. «Мы видим, что сегодня дело не в деньгах на рынке, а сегодня уже дело в структурированности проектов субъектами РФ. И, конечно, наш главный акцент будет направлен на то, чтобы в регионах появлялись проекты, чтобы эти проекты были адекватного качества, чтобы эти проекты были с адекватным тарифным регулированием, и чтобы капитал в регионы пошел», — заявил Чибис.

Для того, чтобы облегчить коммуникацию частного бизнеса и региональных властей Минстрой планирует к июню 2016 года запустить на площадке своего сайта биржу ГЧП-проектов. Прежде, чем попасть на биржу, региональные предложения будут безвозмездно оценивать консультанты, в число которых уже согласились войти Ernst & Young, аналитические подразделения Сбербанка, Газпромбанка, УК «Лидер» и ряда других структур. Первичная оценка будет проводится на уровне «летает или не летает» проект на предложенных условиях и позволит отсеять неработающие варианты уже на этапе предложения, пояснил Чибис.

 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.