Сегодня многие предприниматели в развитии бизнеса пытаются сделать ставку на GR. Направление активно развивается, база специалистов полнится профессионалами, отрасль набирает обороты. Однако чем популярнее становится механизм GR, тем больше мифов и предубеждений (зачастую противоречивых) насчет его использования бытует в бизнес-среде. Одни считают, что в умении выстраивать отношения с властью кроется весь секрета успеха бизнеса, другие, наоборот, игнорируют вопросы взаимодействия с госорганами.

Как инструмент GR не стоит недооценивать, нужно только разобраться «с чем его едят». Прежде всего, этот инструмент необходим тем, кто, скажем так, работает «в полях». Если нужно открыть кафе или продуктовый магазин или, например, зайти со своим бизнесом в столичный парк, то безусловно необходимо выстроить стратегию общения с чиновником. Вообще, по сути, есть две основные причины обратить внимание на GR – это либо потребность в защите бизнеса, либо – в его росте и развитии.

Наше законодательство пестрит разного рода барьерами для бизнеса, которые живут еще с советских времен. Многие правила и  ГОСТы так и не поменялись, при этом их невозможно соблюдать. За эти морально устаревшие нормы чиновники и хватаются, находя бесконечные поводы, чтобы «кошмарить» бизнес.

Поэтому государство нужно для защиты от произвола проверяющих организаций или когда чиновники используют те самые устаревшие невыполнимые правила и выпивают из вас все соки.

Знаю пример, когда один из членов Клуба молодых предпринимателей Москвы, которым я руковожу, решил открыть службу такси, взял в лизинг 10 автомобилей, создал диспетчерскую службу, нанял 10 водителей… и только потом обнаружил, что существует норма о проведении предрейсовых медосмотров, по которой каждый водитель должен пройти обязательный осмотр у врача прежде чем сесть за руль его автомобилей. Встал вопрос — как обеспечить пяти водителям, которые выходили на работу после 12 ночи прохождение медосмотра, если в силу маленького бюджета и малых размеров компании у них нет возможности содержать собственного медика? К тому же часть сотрудников уезжала на этих машинах домой. По закону, чтобы снова сесть за руль, им нужно было доехать на такси или общественном транспорте до больницы, пройти медосмотр, после чего вернуться домой и уже начать работу на служебном авто. Эта норма пришла к нам из Советского Союза, когда личного транспорта еще почти не было. И по сути, гендиректор этой службы такси постоянно находится под ударом.

Убрать бы эту норму, по крайней мере, для легковых автомобилей. Понятно, что медосмотры необходимы для управления тяжелой техникой или общественным транспортом. Но для служб такси эта норма сейчас составляет только головную боль и создает простор для коррупционных и бюррократических действий. Как избежать таких казусов?  Менять законодательство. Понятно, что в рамках одной компании вести речь о GR стратегии здесь было бы странно. Нужно объединяться с общественными организациями, профсообществами и вместе лоббировать интересы своего бизнеса в органах законодательной власти.

Но ситуации бывают разные и от банальных конфликтов с чиновниками никто из предпринимателей не застрахован. Остается только жаловаться – либо в профильные инстанции, либо в суд.

Что касается GR-стратегии для роста бизнеса, она уместна, если, например, в планах за счет административного ресурса продавать свои товары и услуги, либо заходить в какие-то конкретные точки.

Тут все просто — большую часть госзаказов или каких-то хороших точек, например, в парках Москвы без нужных связей, к сожалению, не получить. Все мы знаем, как формулируются техзадания и выигрываются тендеры…

Конечно, с точки зрения предпринимателя, закупки должны быть честными и эффективными, а рынок – свободным. Но если мыслить как потребитель, то сразу задумываешься об ужесточении регулирования рынка. По крайней мере, в отдельных отраслях. К примеру, сейчас есть ряд услуг, от которых зависит жизнь целых городов — поставки воды, газа, медикаментов. Теперь представьте, что на тендере с большим падением выигрывает компания, которая поставляет инсулин и в какой-то момент она срывает поставки. Вы, как потребитель, что скажете? Вряд ли вас будет интересовать, что компания упала в цене и никто не смог с этим ничего сделать. Мне как потребителю нет до этого никакого дела. Мне главное, чтобы товар лежал на полке.

В этом, казалось бы противоречии интересов бизнеса и общества, тем не менее кроется баланс. Лучшая стратегия работы с властью – не пытаться продать свои товары и услуги людям из властных структур, а  обеспечить решение какой-либо задачи, стоящей перед конкретным чиновником. Любому, кто выходит на чиновника, нужно понимать и четко сформулировать ответ на вопрос: что ты можешь такого сделать, чтобы снять с этого чиновника часть ответственности и работы, чтобы он смог поставить себе «галочку» в зачет и отчитаться перед вышестоящим начальством.

Одно время я работал на общественных началах советником министра в правительстве Москвы. Несмотря на «общественные начала», за выполнение поручений точно так же строго спрашивали. Так вот когда ко мне приходили предприниматели со своими предложениями, я мог ими заинтересоваться только в том случае, если они решали мои собственные задачи и помогали при выполнении поручений министра. Другие варианты были мне не интересны. Зато когда появился свой бизнес, я уже мыслил наперед. Занимаясь трудовыми отношениями, охраной труда и специальной оценкой рабочих мест, у компании была потребность выйти на ряд государственных органов и начать с ними работать в партнерстве. Для этого мы предложили одной из городских структур проведение бесплатных семинаров и консультаций по трудовым спорам. То есть, когда компании неправомерно увольняли сотрудников, мы помогали потерпевшим правильно общаться с организациями. Таким образом, мы сняли у московской администрации головную боль, связанную с неправомерным увольнением, а также всю социальную неопределенность с потерпевшим, когда он ходит по судам. Взамен, со временем, мы попросили обеспечить нас контактами нужной структуры и начали с ними работать персонально. Результатами довольны остались все: интересы соблюдены, причем все – в рамках правового поля

Вообще, если бизнес только недавно запущен и встает на ноги, не стоит делать основную ставку на GR и надеяться на улучшение собственного благосостояния через государственные структуры. Лучше сосредоточиться на разрешении проблем конкретного чиновника, которому нужно отчитаться за свою работу перед начальством. На начальном этапе влиять на органы власти вряд ли удастся, тем более в одиночку, а вот вступить в так называемый «банк услуг» и заработать кредит доверия вполне реально.

Автор: Дмитрий Порочкин — Президент Клуба молодых предпринимателей Москвы, лидер Молодёжного крыла Партии Роста

Нет комментариев

Оставьте ответ