«Краудфандинг» в переводе с английского означает «финансирование толпой». Русский эквивалент — «с миру по нитке». Это современный финансовый инструмент, своего рода агрегатор коллективных инвестиций, позволяющий привлекать средства для финансирования проектов. При этом главный интерес коллективных инвесторов не участие в прибыли, а поддержка вашей идеи, вашего начинания. Василина Горовая, руководитель отдела по работе с проектами крупнейшего российского краудфандингового портала Planeta.ru, рассказала, как провести успешную кампанию по сбору народных денег.
С первого взгляда все просто: на специальном сайте (краудфандинговой платформе) вы делитесь своей идеей с теми, кто готов поддержать ее рублем. Краудфандинг не инвестиционная модель, он не предполагает участия в последующем распределении прибыли. Финансовый донор может получить лишь «акции» — определенные бонусы, которые причитаются за конкретную внесенную сумму. Бонусами могут быть и благодарности от создателей, и сувениры, и услуги. Но главное, что получает человек, поддержавший ваш проект, — удовлетворение от реализации захватившей его идеи и своего вклада в общее дело.
Не жалеть, а помогать
Как убедить аудиторию проголосовать за вашу идею рублем? Первое, о чем стоит подумать: правильная модель обращения к аудитории. Жалость — неэффективный мотиватор, лучше продемонстрируйте лидерство, попробуйте пробудить желание соучаствовать в интересном и захватывающем проекте, который актуален для общества и привносит что-то новое. Люди должны почувствовать вашу уверенность в собственных силах. Аудитория должна: а) понять, в чем суть идеи, оценить ее преимущества; б) захотеть увидеть идею воплощенной в реальность; в) поверить, что именно вы способны реализовать данную идею.
Разработайте систему поощрительных «акций» с «вкусными» бонусами в благодарность за финансовое участие. Это могут быть первые образцы продукции, которую вы собираетесь производить, или флаеры на посещение мероприятий. Понятно, что основная мотивация в краудфандинге нематериальная, но такие поощрительные призы вызывают дополнительный интерес и симпатию. Они говорят о том, что вы стремитесь выстроить с аудиторией позитивные, конструктивные отношения.
Очень помогает участие публичных фигур — людей, которые вызывают симпатию и уважение. Так, многие краудфандинговые проекты в музыке оказались успешны именно в силу любви публики к конкретным исполнителям.
Встречают по одежке
Структурно краудфандинговая кампания должна состоять из четырех частей:
- видеопрезентация;
- текстовое описание проекта;
- финальная финансовая цель и сроки сбора;
- акции и продвижение.
Рассмотрим каждый из блоков поподробнее, чтобы понять, каких ошибок избегать.
Ваш проект может быть самым интересным и нужным на свете, но успех его зависит от того, как вы его представите публике. Практически самая важная часть — это видеообращение. Почти на всех краудфандинговых платформах оно расположено в самом верху страницы. Если ролик не «зацепит» человека, читать подробное описание проекта ниже он уже не станет.
Заранее подготовьте сценарий видео, позаботьтесь о качестве картинки и звука. Словом, приложите усилия. Расскажите в ролике, чем занимается ваша организация, как ваша идея появилась, какая проблема стала причиной ее появления. Объясните смысл вашей задумки так, чтобы публика поняла. Обоснуйте свою финансовую цель: на что конкретно вам нужны средства. Не забудьте побудить аудиторию к действию, предложите ей стать соавторами идеи, которой вы так гордитесь. Главное — уместить всю эту информацию в ролик, длящийся не более 2,5 минуты. Как показывает практика, если видео будет длинным, вряд ли кто-то досмотрит его до конца.
В текстовом описании вы можете не стеснять себя в объемах и максимально подробно рассказать о своем проекте. Разбавьте сухой текст иллюстрациями: добавьте картинки, инфографику, отзывы о вас. Не помешают и фотографии вашей команды, рабочего процесса — всегда интересно наблюдать за тем, кто и как создает проект. Желательно, чтобы на каждые два абзаца текста приходилась одна картинка.
Минимальные цели за минимальный срок
Финансовая цель должна быть небольшой. Особенно это касается первых проектов. Аудитория пугается крупных сумм. Когда же задача не слишком амбициозна, возможно, удастся собрать даже больше необходимого. Шанс на успех кампании выше, если вы объявите сбор на реализацию какой-то конкретной части проекта, определенного этапа. Так вы и получите деньги, и привлечете аудиторию, которая может помочь и с исполнением следующей части вашего замысла. Главное — не забудьте подробно описать в тексте проекта, на что конкретно пойдут внесенные «акционерами» деньги.
Говоря сухим языком финансов, формируется конечная сумма из следующих элементов: средств, необходимых для реализации идеи, комиссии краудфандинговой платформы, комиссии платежного агрегатора, налогов и затрат на «акции» (если такие существуют). Комиссия платформы будет зависеть от того, какую площадку вы выберете. Например, Planeta.ru работает по лояльной системе: авторы получат средства уже при достижении 50-процентного барьера; при достижении финансовой цели комиссия составит 5 %, 10 % — если собрано 50–99 % финансирования. Комиссия агрегатора неизменна — на Planeta.ru она составляет 5 %.
Рекомендуемая продолжительность проекта — 1,5–3 месяца. За меньшее время информация о вашем проекте может не успеть дойти до аудитории, а если кампанию растянуть, то публика расслабится раньше времени. Минимальный срок говорит о том, что средства вам нужны как можно быстрее.
«Акции» условно делятся на три типа: безвозмездные, нематериальные «акции» с вознаграждением и материальные. Безвозмездные — это просто благодарность людям, вложившим средства в ваш проект, на сайте, электронным письмом и т. д. Нематериальные «акции» с вознаграждением так называются потому, что не требуют от вас дополнительных затрат, но приносят человеку радость. Ими могут быть, например, приглашения на мероприятия. Материальные «акции» — самые простые для понимания: книги, сувениры… Не забывайте: чем больше взнос, тем крупнее должно быть вознаграждение.
Отбросив излишнюю скромность
И, наконец, самая сложная и важная часть — продвижение. От него напрямую зависит ваш успех, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью. В первую очередь попробуйте привлечь друзей и родственников. Все необходимые контакты уже имеются: социальные сети, телефон и т. д. Стратегию работы с ними необходимо продумать заранее; личные сообщения и тексты готовьте заблаговременно. Если у вас уже есть база рассылки, обязательно используйте ее.
Сообщества в социальных сетях надо создать до запуска проекта: такие группы позволяют собрать в одном месте людей, заинтересованных в реализации вашей идеи. Соответственно, если группа действует еще до запуска, необходимая стартовая аудитория для проекта уже есть. Отнеситесь к работе с «ближним кругом» серьезно. Ведь эти люди первые, кто может поддержать вашу кампанию, а чем больше денег вы собрали за первые дни, тем больше вероятность собрать всю сумму.
Не стоит лишний раз напоминать, как сильно может вам помочь освещение в СМИ, блогах, социальных сетях. Ищите выход на тех людей, которым интересна тематика вашего проекта; заранее думайте о том, к кому и как вы будете обращаться. Если проект реализуется в определенном регионе и может поспособствовать его развитию, не стесняйтесь обращаться в местные издания — их куда легче заинтересовать, чем СМИ федерального масштаба. Не забывайте, что в общении с «лидерами мнений» надо быть настойчивым, но ненавязчивым.
Сложнее всего привлечь «дальний круг» — людей, с которыми вы не знакомы лично. Они могут знать о вашем проекте, но не уверены, что готовы его поддержать. Для колеблющихся существует раздел «Новости проекта». Напишите о том, как идет сбор средств, поблагодарите первых «акционеров». Так вы демонстрируете, что работа над проектом идет постоянно — это вызывает доверие.
Не забывайте, что краудфандинг может принести вам куда больше пользы, чем простое финансирование проекта. В ходе кампании вы можете найти не только тех, кто готов поддержать проект рублем, но и новых сторонников, волонтеров и даже инвесторов, которые готовы серьезно вложиться в ваш проект.
Подготовила Валентина Петрова