Поставщикам иностранных товаров станет сложнее конкурировать с российской продукцией, а контракты с госкомпаниями станут для них менее выгодными. Премьер Дмитрий Медведев ввел преференции для российских товаров, работ и услуг при закупках госкомпаний и естественных монополий. Новые правила заработают с 1 января 2017 г. и не коснутся закупок, извещения о которых были размещены до Нового года.
На конкурсах российские товары будут сразу считаться на 15% дешевле, чем указано в заявке. Но в случае победы договор будет заключаться по цене заявки. Если же поставщик иностранного товара одержит победу на аукционе (главный критерий – стоимость), то цена будет автоматически снижена на 15%.
Такие же преференции получат и поставщики продукции из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), уточняет участвовавший в разработке постановления замминистра связи Михаил Евраев. В постановлении правительства говорится, что заказчики должны учитывать положения договора о ЕАЭС.
Ценовые преференции в 15% уже установлены при госзакупках продуктов, посуды, некоторого оборудования. Кроме того, есть различные ограничения при закупках 420 видов иностранных товаров. Например, оборонную продукцию и программы нельзя покупать при наличии российского аналога. Лекарства и медизделия – при наличии двух российских аналогов (правило «третий лишний»).
При доступе к госзаказу для российских товаров уже установлены преференции . Ввести их и при закупках госкомпаний просила правительство в марте «Роснефть». Но Белый дом не спешил воспользоваться такой возможностью и до сих пор предпочитал действовать через представителей в советах директоров – давать им директивы разработать планы импортозамещения. Прямые преференции в законе могут быть признаны противоречащими нормам ВТО, объяснял ранее партнер King & Spalding Илья Рачков. Правила торговой организации обязывают предоставить национальный режим компаниям из других членов ВТО.
При подготовке постановления в правительстве этот вопрос обсуждался с ФАС и многими другими ведомствами, в том числе с Минэкономразвития, отвечающим за международную торговлю, рассказывает Евраев. Нормы ВТО запрещают преференции при закупке товара для перепродажи, а не для собственных нужд, а госкомпании закупают в первую очередь для производственных целей, говорит он. Постановление касается только сфер, определенных Генеральным соглашением по тарифам и торговле ВТО, обращает внимание замминистра экономического развития Евгений Елин, например закупок для обороны и безопасности, для собственных нужд. Поэтому запрет не носит революционный характер, говорит он.
Теперь возможность поддержки отечественных поставщиков установлена правительством, отмечает представитель РЖД: несмотря на директивы, реального правового механизма не было. «Автодор» уже разрабатывает новые правила конкурентных процедур, учитывающие постановление, комментирует представитель госкомпании. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос .
Новые правила сохранят конкуренцию с иностранной продукцией на конкурсах: никакие ценовые преференции не помогут продать российские товары низкого качества, считает Евраев. Порядок описания закупаемых товаров, работ и услуг регламентирован законом и положением о закупках, согласен представитель РЖД.
Новые преференции, конечно, могут вызвать рост цен на отдельные категории товаров, признает Елин: если, допустим, российский поставщик знает, что иностранец поставляет товар по 90 руб., то он в заявке может смело ставить 100 руб. Из-за импортозамещения цены госконтрактов выросли на 40%, говорил в феврале Елин. Это такой налог на импортозамещение, замечает Елин.
Цены вырастут, согласен сотрудник одной из госкомпаний, лучше было бы подумать о неценовых преференциях: снижении квалификационных требований, размера обеспечения заявки, улучшении условий авансирования. Рынок получил сигнал – даже если цены в ответ не увеличатся, то во всяком случае и не снизятся, замечает первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин. Госкомпании могут воспринять постановление и как политический сигнал закупать только отечественное, что может сказаться на качестве продукции, придется пересматривать логистические цепочки, эксплуатацию, могут вырасти издержки компаний, полагает Шамрин. У многих крупных госкомпаний есть зарубежные проекты, заказчики по которым – другие государства, есть риски нарушения обязательств, могут возникнуть сложности при получении новых зарубежных контрактов, предупреждает сотрудник одной из госкомпаний.
Источник Ведомости