Прошедшие выборы в Государственную Думу в сентябре минувшего года могут привести к дальнейшему развитию института цивилизованного лоббизма.

Такой вывод делают опрошенные нами эксперты на основе анализа инициатив руководства Думы седьмого созыва.

Напомним, что в конце 2016 года в СМИ появилась информация о том, что Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин планируют привлечь к экспертизе разрабатываемых законов крупнейшие вузы страны.

По его словам, нужно проводить экспертизу не только внесенных законопроектов, но и разрабатываемых законодательных инициатив. Кроме того, проверять надо и расчеты конечных результатов и эффект от их правоприменения. По мнению председателя Госдумы, такие меры позволят повысить качество законопроектов.

Портал ПРАВО.RU сообщает, что работа с ведущими вузами является только первым этапом экспертного сопровождения законопроектов. Далее к проверке и оценке документов планируется подключить профсоюзы, экспертов Торгово-промышленной палаты, Российского союза поддержки предпринимателей, представителей «Опоры России» и других. Предполагается, что при председателе Госдумы будет создан экспертный совет, который будет сформирован по итогам встречи с экспертами уже в январе 2017 года.

Отметим, что ранее с идеей привлечения адвокатского сообщества к профессиональной экспертизе законопроектов  к спикеру Думы обратился Президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко.

Он указал, что согласно пп. 7 п. 3 ст. 37 закона об адвокатской деятельности и адвокатуре ФПА должна проводить экспертизу законопроектов, касающихся работы защитников и предложил расширить эти полномочия. «Законодательно закрепленный статус адвокатуры как института гражданского общества позволяет ФПА на системной основе осуществлять экспертизу законопроектов, имеющих большое общественное значение», — считает Пилипенко.

Как ранее рассказал Газете.ру источник, список учебных заведений, ресурсами которых намерен пользоваться новый председатель Госдумы, уже определен. Ими станут МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, НИУ Высшая школа экономики, РАНХиГС, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Российский аграрный университет им. К.А. Тимирязева и Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина.

Также в список этих вузов могут войти Финансовый университет при Правительстве РФ и Московский государственный строительный университет. Такие предложения сделали депутаты других фракций.

Декан факультета социологии и политологии Александр Шатилов считает, «инициатива Вячеслава Володина представляется вполне логичной и общественно значимой. Университетское сообщество уже давно ждало позитивного сигнала от законодательной ветви власти, однако долгое время сказывались «корпоративные» и «местнические» традиции российских парламентариев, которые не хотели делиться с кем-либо со стороны своими правами в области разработки законопроектов. Однако сейчас «лед тронулся». Видимо, сказалось то, что спикер Госдумы ранее был первым замруководителя Администрации президента и в данном качестве курировал внутреннюю политику. Соответственно, он хорошо понимает, как много значит наладить эффективный и конструктивный диалог с гражданским обществом, обеспечить поддержку тех или иных инициатив в академической среде. Тем более, что университеты не обладают административным ресурсом и не могут выступить в качестве «аппаратной» альтернативы законодательным субъектам. А вот послужить качественной интеллектуальной площадкой для обсуждения и проработки государственных законопроектов – вполне».

По мнению директора экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николая Калмыкова, практика привлечения академического сообщества к экспертизе законопроектов существует достаточно давно, однако инициатива Володина направлена на то, чтобы систематизировать и идентифицировать данный процесс. Это позволит повысить эффективность законопроектной деятельности  и консолидировать обсуждение в составе экспертных групп.

Определенную роль в развитии цивилизованного лоббизма может сыграть и поправки, внесенные в регламент Государственной Думы в последний день осенней сессии, согласно которым третье чтение законопроекта будет назначаться только после представления правительством в Госдуму информации о разработке необходимых нормативных актов.

Как отмечает Коммерсант, за эту меру, позволяющую усилить парламентский контроль за работой исполнительной власти, бились депутаты Дум первых созывов.

Автор: Денис Вечернин — главный редактор «GR NEWS»

Нет комментариев

Оставьте ответ