Доходность инвестиций в малый бизнес за прошедший год немного подросла — главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, следует из исследования «Тахометр малого и среднего бизнеса» консалтинговой компании «2Б Диалог». В работе использовались данные 2,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) из разных регионов РФ.

Исследование показывает, что, несмотря на стагнацию, ухудшение качества кредитов, высокие процентные ставки по ним, предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга (60% выборки исследования) выходят из кризиса. Доходность инвестиций в малый бизнес в Москве в 2016 году составила от 0,3 руб. до 3,7 руб. против 0,4-5,4 руб. в 2015 году (эти суммы показывают, сколько надо вложить инвестору для получения 1 руб. выручки). В Санкт-Петербурге показатель затрат на рубль выручки снизился до 1-2,8 руб. с 1-7,3 руб.

Наибольшую доходность в столице в 2016 году показали автосервисы, детские центры развития, хостелы и кафе (см. диаграмму). При этом период окупаемости по сравнению с прошлым годом в столице вырос с 2,1-12,9 года до 1,3-14,8 года. В Питере период окупаемости чуть меньше: 4,8-11,1 года против 5,4-12,5 года годом ранее. В регионах МСП менее привлекательно для инвесторов — показатели его доходности снизились за год в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах.

Действующих мер господдержки малого бизнеса недостаточно, полагают авторы исследования. «Сегодня примерно 75% субъектов МСП вовлечены в сервисную экономику (торговля и услуги), а доля предпринимателей, принявших участие в «Программе 6,5%» (программа льготных кредитов.— «Ъ»), ничтожно мала и составляет порядка 0,02% от общего количества предпринимателей (5,5 млн)»,— отмечается в докладе.

Растущие издержки и давление со стороны государства бизнес в основном компенсирует снижением затрат на фонд оплаты труда. «Предприниматели говорят, что вынуждены ужимать расходы на персонал (для многих это основная статья расходов) и уходить в тень. Если два года назад по серой схеме зарплату работникам платили 30% МСП, то сейчас эта доля практически удвоилась, многие ушли в черную зону»,— пояснил «Ъ» гендиректор «2Б Диалог» Борис Богоутдинов.

Источник: kommersant.ru

Нет комментариев

Оставьте ответ