После реставрации института выборов губернаторов не состоялось возвращение профессии столичного политтехнолога. Региональные специалисты получили карт-бланш и сравнительно большие (а где и действительно большие) бюджеты на скучные кампании для благословляемых в Москве врио. Иногда непрофессионализм и незаинтересованность превосходили все мыслимые прогнозы, что выливалось в политические сенсации – вроде победы оппозиционера Левченко в Иркутске. Однако в остальном выборы шли как по рельсам. Зачистка медиаполя, административный ресурс, деньги и дежурная пропаганда.
По результатам прошедшего года и по самым свежим инфоповодам можно сделать вывод, что региональные политические коммуникации больше не могут оставаться в коме. «Опора на свои силы» начинает граничить с неприемлемыми издержками.
Вспомним Тамбовскую область: образцовый, по словам В.Володина, регион («выжженная земля»), тотальный прессинг. И внезапно – почти 9% набирает местная «Родина». Без какой-либо медийной поддержки, полностью без наружной рекламы. Оказалось, что достучаться до избирателя через интернет оказалось реально. Более того, формирование доверия к политической силе оказалось посильной задачей в традиционно скептическом климате социальных сетей. Кампания «Родины» стала лучшей региональной политической операцией. И если до этого региональные лидеры не обращали внимания на Интернет или вспоминали о нем в последнюю очередь (сразу после расходов на канцелярские товары), сегодня попытки сражаться за мнения электората в сети случаются все чаще.
При этом классический политический PR оставляет возможности для исправления ошибок. Digital – не оставляет, особенно если речь идет о замкнутом пространстве региона. Грубость и прямолинейность, неразборчивость и отсутствие реального опыта, — все черты, свойственные региональному придворному PR, являются бомбами замедленного действия, когда речь заходит о работе в Сети.
Иногда эти бомбы взрываются зеленкой. Скрины переговоров ставропольских «активистов» о размещении заказных материалов против топ-блогера Варламова набирают сотни тысяч просмотров. Лица «протестующих», в том числе подозрительно похожие на лица местных депутатов, уже разошлись по социальным сетям. «Грязно работаете» — пишет администратор ставропольского паблика фейк-аккаунту, предложившему 500 рублей за размещение скандального репортажа. Грязь здесь не только в провокации. Сама по себе мысль о том, что можно столь грубыми приемами (распространяя один и тот же текст от пустых аккаунтов) нивелировать имиджевые риски для региональной элиты, говорит о вопиющем непрофессионализме, о простом копировании методов дешевой раскрутки нового ларька с шаурмой. И если классическую аморфную пропаганду в газетах и на столбах еще можно терпеть перед выборами (все привыкли), то любая ошибка в социальных сетях ведет к моментальному выведению «технологов» на чистую воду. А оппозиционность в соцсетях продолжит расти, создавая все более едкий климат для представителей власти и сужая пространство возможностей.
Скоро новые выборы. Сколько скандалов, вызванных топорным Digital от региональных гениев политического PR, ждет нас летом и осенью? С другой стороны, что делать регионам, которые впопыхах пытаются вскочить на подножку далеко ушедшего поезда? Сколько сообществ реально готово сотрудничать с властью, а сколько админов готовы выкладывать переписку на всеобщее обозрение, создавая очередной повод для глумления над региональной властью? И каковы реальные материальные затраты для эффективного присутствия в сетях – ведь для многих отказ от пятисот рублей в обмен на прекрасную возможность показать свою непричастность станет лучшим способом для роста доверия. Обо всех этих вещах никто не думает. Не имея ресурсов, не имея компетенций, региональная провластная когорта рвется в интернет. В пространство, где бестолковая инициатива наказуема как нигде.
Автор: Кирилл Тузов, директор направления политических коммуникаций и специальных проектов Baikal Communications Group