В последние годы отечественный аграрный сектор стабильно развивается и является одним из драйверов экономического роста. В 2016 году рост производства сельхозпродукции составил более 4%. Наблюдается положительная динамика по производству мяса, за счёт производства мяса птицы и свинины. Начался рост поголовья специализированных мясных пород скота, который, по нашим оценкам, уже составляет 16% от всего поголовья крупного рогатого скота.

О перспективных задачах развития мясоперерабатывающей отрасли мы поговорили с заместителем руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Максимом Синельниковым.

GRN: Добрый день, Максим Вячеславович! Какие важнейшие задачи для отрасли с точки зрения совершенствования нормативно-правового регулирования вы можете назвать?

М.С.: Наиважнейшей задачей для мясной отрасли является совершенствование НПА в сфере ветеринарии. Этому мы посвящаем 80% своего времени. На это есть ряд причин, среди них необходимость развития экспортного потенциала, повышение эффективности контроля и надзора за счет технологичности и перехода на рыночные механизмы, повышение уровня пищевой безопасности и обеспечение эпизоотического благополучия. НМА всегда и последовательно выступала за то, что импортозамещение не должно рассматриваться как задача по замене импортного продовольствия на отечественное. Выход на экспортные рынки обеспечит импортозамещение. Невозможно и нецелесообразно пытаться все заместить отечественным. Это и невозможно сделать без выхода на экспорт. Даже в развитых мясных странах, как США или страны ЕС всегда есть отдельные позиции, которые импортируются. Но для того, чтобы зависимость от импорта была минимальна, те части туши, которые не востребованы на внутреннем рынке, должны экспортироваться, а востребованные — оставаться в стране и замещать импорт. При невозможности и экономической нецелесообразности производства — импортироваться. Например, белое мясо (филе) птицы в России не так востребовано, как красное (окорочка). Хотя потребитель тоже меняется. Однако белое мясо востребовано на многих зарубежных рынках. Соответственно белое мясо птицы мы должны экспортировать и получать за него большую цену, чем оно продалось бы в России. За счет этого цена на красное мясо (окорочка, бедрышки), продаваемое в России, может быть ниже. Это и есть импортозамещение. Нужно продавать то, что не востребовано, и импортировать то, чего не хватает или нецелесообразно производить.

GRN: В настоящее время активно обсуждаются шаги по реализации реформы контрольной и надзорной деятельности. Много говорится о повышении эффективности работы органов власти в этой сфере. Как Вы считаете, что необходимо сделать для повышения этой эффективности?

М.С.: Повышение эффективности контроля и надзора в сфере ветеринарии за счет технологичности и перехода на рыночные механизмы вынужденная необходимость. Контроль и надзор в ветеринарии настолько устарели, что далее только создают проблемы бизнесу и мешают решению первостепенных общегосударственных задач. Например, Разрешения на ввоз мяса уже много лет оформляются в электронном виде за считанные секунды и без личного обращения к чиновникам. Такая же практика появилась и при оформлении ветеринарных сопроводительных документов. Благодаря принятым поправкам в ФЗ «О ветеринарии» в 2015 году, инициированных, кстати, НМА на совещании у Президента Российской Федерации, было положено начало реформе в сфере контроля и надзора в области ветеринарии. Современные информационные технологии позволили отказаться от бумажных ветеринарных сопроводительных документов и перейти на их оформление в электронном виде. Законом определено, что оформление осуществляется на безвозмездной основе. Более того, удалось убедить и правительство и законодателей, что оформление ветеринарных документов могут делать негосударственные ветеринарные специалисты и в отдельных случаях на продукцию в упаковке — специалисты предприятий без ветеринарного образования. Это революция в ветеринарии и в сознании. Многие участники рынка этого еще не осознали и продолжают думать логикой бумажного оборота. Наделение правами оформлять ВСД частных лиц у некоторых экспертов вызывает беспочвенные беспокойства. На этом можно ответить, что электронный документооборот делает все процедуры прозрачными и надзор со стороны государства за процедурой оформления никто не отменял. Все действия участников оформления электронных документов становятся видны в режиме реального времени, в том числе преднамеренные и противозаконные. Такие действия будут иметь серьезные экономические последствия вплоть до лишения права оформления электронных документов на определенный период. Это как раз и есть рыночный механизм в контроле, когда участник процесса сам для себя может сделать хуже, если он будет пытаться обмануть систему. Переход на электронные формы ветеринарных сопроводительных позволит внедрить систему прослеживаемости «от поля до прилавка». Это серьезный и эффективный инструмент, способствующий обеспечению безопасности и для потребителя, и для животных. Кроме того, такой подход существенно снижает издержки бизнеса, особенно, когда при возникновении риска может быть отозвана продукция именно в том объеме, в той партии, где был выявлен риск. Сегодня же, зачастую, органы контроля, не обладая достаточными данными, вынуждены избыточно ограничивать деятельность предпринимателей и перемещение продукции, что в итоге приводит к серьезным убыткам бизнеса. Благодаря тем же поправкам в закон «О ветеринарии» сегодня уже внедрена регионализация территории страны по 6 заболеваниям животных. Еще почти по 140 болезням регионализация осуществиться до конца этого года.  Территория нашей страны огромна и в отдельных регионах могут периодически возникать эпизоотические очаги. Для стран, которые хотели бы импортировать из России мясо, без регионализации вся наша страна воспринимается как неблагополучная. Решению этой проблемы способствует регионализация, которая выделяет определенные территории с неблагополучным статусом, и тем самым остальная территория страны становится свободной от болезней. Теперь стоит задача убедить наших зарубежных партнеров в том, что регионализация в РФ внедрена, и она работает эффективно. Это позволит открыть новые экспортные рынки.

GRN: Какие другие перспективные задачи ассоциации Вы также можете назвать в текущем году?

М.С.: Предстоит большая нормотворческая работа по проведению идентификации животных, по государственной регистрации производственных объектов, на которых осуществляется убой и переработка продуктов убоя, по повышению административной ответственности за нарушения требований в области ветеринарии и многое другое. Для реализации этих направлений, скорее всего, придется вносить дополнительные изменения в главный ветеринарный закон страны. В ближайшие год-два этим направлениям будет уделено особое внимание, как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса. Очень важный вопрос, но не простой в решении, это возврат к единству государственной ветеринарной службы, восстановлении управленческой вертикали. Сегодня ветеринарные службы регионов отделены от федеральной ветеринарной службы, что, как показала практика, оказалось одной из основных причин целого комплекса проблем в сфере ветеринарии. От этого бизнес несет серьезные убытки. Это и неконтролируемое распространение болезней, и зачастую необоснованные издержки бизнеса. Решению этой задачи уже уделено большое внимание и потрачено более 8 лет упорного труда. У большинства специалистов не вызывает сомнений необходимость, срочность и важность воссоздания единства госветслужбы. По сути, сегодня наша ветеринарная армия разделена на 85 региональных армий, которые не подчинены единоначалию. Кроме того, иногда ветеринарные службы субъектов РФ пытаются защитить интересы своего региона за счет других регионов и страны в целом. В таких условиях невозможно бороться с болезнями, которые, как известно, не знают границ. Между тем, к сожалению, до сих пор нет единого мнения о том, как реализовать задачу по восстановлению ветслужбы. Развал ветслужбы произошел быстро, а вот собрать ее в единый кулак, способный дать отпор эпизоотическим угрозам, пока не удается. И все эти, казалось бы, узкоспециальные вопросы, напрямую влияют на экспортный потенциал и развитие мясной отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

GRN: Как Вы относитесь к проекту стратегии формирования здорового образа жизни, подготовленного Минздравом России?

М.С.: По вопросу инициативы Минздрава об ограничении рекламы отдельных продовольственных товаров и ограничении пищевой продукции с повышенным содержанием соли, жира и сахара не хочу тратить время и не считаю это первостепенной задачей.На глупость не надо тратить время, так как она глупость, и она сама себя изживет. Задача бизнеса — производить качественные и безопасные товары, на которые есть спрос. Что значит повышенное содержания каких-то ингредиентов? Кто решил, что оно повышенное? В стране около 40 млн человек, которым не хватает элементарного – белка, жиров и углеводов. Им и надо помогать наполнить холодильник едой. Кроме того, надо вести разъяснительную работу с населением о пользе и вреде не рационального питания, а не мешать бизнесу развиваться и производить много разных товаров.

Нет комментариев

Оставьте ответ