В Торгово-промышленной палате РФ обсудили вопросы таможенного регулирования

12 июля 2017 года в Малом зале Торгово-промышленной палаты России состоялось заседание Совета ТПП по таможенной политике, в рамках которого члены Совета, представители бизнес-сообщества и эксперты обсудили ряд важнейших для таможенного сегмента вопросов.

Председателем заседания выступил Петров Георгий Георгиевич – советник Президента ТПП РФ, председатель Совета ТПП по таможенной политике.

В роли докладчиков выступили:

Искоскова Марина Вячеславовна – начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии;
Гуляев Андрей Александрович – эксперт Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО;
Ковалев Юрий Михайлович – исполнительный директор ЗАО «ВОСХОД», заместитель рабочей группы АНО АСИ по мониторингу дорожной карты «совершенствование таможенного администрирования».

В рамках заседания Совета были подняты и рассмотрены три вопроса, связанных как с вопросами администрирования внутренней системы таможенного учета, так и с процессом интеграции и юридической адаптации к условиям, диктуемым Евразийским экономическим союзом.

Первым докладчиком выступила Искоскова Марина Вячеславовна, детально рассмотревшая в своем сообщении работу ЕЭК по разработке, формированию и обсуждению нормативно-правовой базы, регламентирующей поведение контрагентов – резидентов экономического союза.
Согласно докладу, работа по корректировке и доработке таможенного кодекса, вступающего в силу со следующего года, идет в штатном режиме. На ближайшем заседании Союза Евразийской экономической комиссии обсудят вопросы, связанные с дополнительными мерами по усилению контроля за перемещением между государствами-членами ЕАЭС продукции, подлежащей ветеринарному и карантинному (фитосанитарному) контролю, и нормативы по возможным объемам перевозимых физ. лицами товаров.

В процессе обсуждения сообщения возник ряд вопросов, в том числе связанных с юридическими тонкостями сегментов, попадающих в «перехлестье» национального таможенного законодательства и регламентов ЕЭС.

«Вопросы «перехлестного» нормативно-правового регулирования решаются, исходя из юридического превалирования ЕАЭС»

— отметила Марина Вячеславовна.

Вторым объектом, рассмотренным в рамках заседания Совета, стал вопрос разработки проекта нового федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно повестке дня, данное выступление представлено сегментировано: представители РСПП и Минфина готовили взаимодополняющие сообщения. Но, в силу неизвестных обстоятельств, Волков Алексей Михайлович – начальник отдела Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России, на заседании не присутствовал.

В своем докладе Андрей Гуляев описал процесс обсуждения проекта ФЗ «О таможенном регулировании Российской Федерации».

Представителями бизнес-сообщества в процессе формирования проекта было предложено более 125-ти поправок и корректировок, некоторые из которых были приняты, а большинство – аргументированно отвергнуты.

О каких-либо результатах говорить еще рано, но уже можно отметить, что такие положения, как механизм «двойных сборов», подразумевающий процесс оформления таможенных выплат дважды, и обязательное досудебное решение возникших споров – не лучшее подспорье для эффективного функционирования трансграничных экономических процессов.

В рамках обсуждения доклада был поднят вопрос канонизации и формализации процесса взаимодействия бизнес-сообщества, в том числе Торгово-промышленной палаты РФ, с Минфином, Минюстом и другими профильными ведомствами, что значительно повысит эффективность частно-государственного экономического симбиоза.

«Необходимо выработать алгоритм обсуждения и канонизировать процесс взаимодействия диалоговых площадок с ведомствами»

— отметили эксперты.

Особую опасность, как отметили эксперты, в нынешнем порядке общественного обсуждения проектов нормативно-правовых документов заключается в принятии и реализации неэффективных решений, якобы прошедших обсуждение с бизнес-сообществом, но, по сути, принятых лишь с минимальными корректировками, адекватными потребностям предпринимательского блока.

Процесс окончательного согласования проекта ФТС, Минфином и бизнес-сообществом намечен на август-сентябрь этого года.

Последним «к микрофону» приступил Ковалев Юрий Михайлович, представивший рекомендации по корректировке процесса реорганизации системы внутреннего администрирования таможенных процессов, разрабатываемых Минфином, в части минимизации контакта декларанта с таможенным органом управления.

Согласно инсайдерской информации, 600 с лишним имеющихся на сегодняшний день «таможенных столов» планируется реорганизовать в 17 ЦЭД – центров электронного декларирования, что, в силу особенностей отечественной таможенной инфраструктуры, несет большое количество негативных последствий как для государства, так и для бизнеса.

Во-первых, бюджетные затраты, необходимые для реструктуризации и оптимизации функционирования обновленной системы, несоизмеримо велики.

Во-вторых, данная реформа станет основным «таргетом» ФТС. оттянув ее внимание от других, зачастую более важных, элементов таможенного регулирования, нуждающихся в реформации.

В-третьих, с учетом негативного опыта цифрового функционирования таможенной системы, есть возможность спрогнозировать большое количество «простоев», ошибок и недоработок, которые станут в перспективе поводами для конфликтов обширного спектра.

В-четвертых, огромное количество таможенных операций до сих пор не охвачены «оцифрованной» системой, что позволяет рассматривать обновленную систему лишь как смешанную, семи-оцифрованную.

Для оптимизации разрабатываемого проекта, по словам Юрия Ковалева, необходимо предпринять следующие меры:
• создать единой «облачной» ситемы;
• провести аудита форм взаимодействия декларанта и таможенных органов;
• адаптировать нормативно-правовую базу к «обезличенному» процессу взаимодействия декларанта и ТО.

В процессе обсуждения эксперты отметили низкую эффективность электронной системы декларирования и выразили опасения касательно тенденций взаимодействия бизнеса с регулятором таможенной политики, носящих, в последнее время, негативный характер.

Заседание Совета прошло в рабочей атмосфере.  Бизнес-сообщество эффективно скорректировало консолидированную позицию касательно дальнейшего взаимодействия как с регулятором таможенной политики, так и с другими профильными ведомствами.

 

Автор: Марышев Павел

Нет комментариев

Оставьте ответ