Интервью для Gr-news согласился дать Александр Барон. Александр Николаевич Барон – Управляющий партнер, Директор по стратегическому развитию Первого Межрегионального Правового Центра, Уполномоченный представитель Ганского Фонда Регионального Развития в Российской Федерации, эксперт в области GR-менеджмента.

Gr-news: Здравствуйте. Александр Николаевич, хотелось бы начать с вопроса, находящегося «на повестке дня» у всего отечественного GR-сообщества, а именно – с вопроса о принятии проф. стандарта для специалиста в области взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. Изложите, пожалуйста, как эксперт в этой сфере: какие замечания и пожелания Вы хотели бы донести до GR-сообщества по поводу проф. стандарта?

Барон А.Н.: Добрый день. Полагаю, что необходимо подчеркнуть личностные характеристики, присущие эффективным специалистам в области взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. На мой взгляд, фундамент профессионального GR-специалиста основывается на врожденных личных качествах:
1. Дипломата — наблюдательность, находчивость, необходимая для устранения возникших препятствий, присутствие духа, спокойствие и терпение, коммуникативные качества;
2. Психолога — доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, интеллигентность и самое главное — присутствие психологической интуиции;
3. Стратегического менеджера.
Первая встреча с государственным служащим не должна проходить по принципу «мне необходимо…». Чаще предлагается рассмотреть вариант полезности друг другу, далее с пониманием выслушиваем потребности собеседника с предложением помочь в том или ином вопросе, вплоть до личного.

Gr-news: Александр Николаевич, расскажите, с чего начинался Ваш профессиональный путь. В особенности интересно услышать о становлении информационно-справочного ресурса «Гарант», к созданию и развитию которого Вы имеете непосредственное отношение. Каким был Ваш первый опыт в области выстраивания отношений с органами государственной власти?

Барон А.Н.: Хотелось бы начать с опыта работы в нормативно-справочной базе «Гарант», где я занимал должность руководителя отдела по работе с органами государственной власти и управлением внешних связей. Собственно, с этого и началась моя карьера в GR-отрасли.

Поскольку развитие взаимоотношений государства и бизнеса происходило в рамках правового поля, я увидел большие перспективы и возможности в области лоббирования интересов отечественных организаций, в частности – «Гаранта», при принятии и реализации решений регуляторного характера.

Все это началось в 2000 году. На тот момент мы выпускали систему, необходимую как бизнесу, так и власти. Ведь консолидированной нормативно-правовой базы в электронном формате не было. Бизнес нуждался в целостном нормативном массиве для удобства функционирования, а государству была необходима «частная оцифровка» в силу недостатка технологий и специалистов в IT-области.

Отношения с государством, в данном случае, выстраивались достаточно просто, на основании взаимовыгодного предложения: мы совершенно бесплатно устанавливали внутриминистерскую электронную правовую базу, взамен получая возможность оцифровать некий нормативный массив, который впоследствии предоставлялся для публичного пользования. Лично я активно и, к слову, достаточно эффективно взаимодействовал в этом плане с большим количеством министерств. Также я работал непосредственно с представителями отечественного бизнеса, нуждающимся в оперативном предоставлении правовой информации. Бывало, поднимал документы, датированные началом двадцатого века.

Так, по сути, и начиналась моя карьера профессионального Gr-менеджера.

Gr-news: Александр Николаевич, получается – Вы «стоите у истоков» отечественного GR. Так же нам известно, что вы занимали должность заместителя директора по взаимодействию с органами государственной власти в «Роснано». Каким образом там выстраивались отношения с органами государственной и муниципальной власти?

Барон А.Н.: Перед «Роснано» на тот момент стояла задача, активно взаимодействуя с бизнесом, выявлять перспективные в инвестиционном плане проекты – лоббировать их интересы в органах государственной власти, стимулируя тем самым, как пример, снижение налогового бремени для наших проектных организаций. Одним из ключевых GR-направлений являлось продвижение интересов уже самого «Роснано» в области государственных гарантий и создания совместных фондов. Например, имел место быть Российско-Израильский фонд, который оказал положительное влияние как на развитие отношений между двумя государствами, так и на эволюцию отечественного бизнеса.

Gr-news: Получается, Вы масштабировали и узкопрофилировали свою деятельность, спрогрессировав синхронно с отраслью GR. Отталкиваясь от своего богатого опыта – ведь Вы уже более пятнадцати лет в GR – рассмотрите в динамике развитие отечественного лоббизма: в чем характерное отличие современной системы взаимодействия бизнеса и власти от ее первородной формы.

Барон А.Н.: Изменения, конечно, есть. Система взаимодействия государства и бизнеса динамична.

Из положительных моментов хотелось бы отметить активную инвестиционную политику государственных корпораций, вливающих в бизнес объемные средства, стимулирующие всестороннее развитие Российских производителей и активную лоббистскую деятельность госкорпораций, направленную на защиту интересов проектных организаций.

К отрицательным моментам я бы отнес затрудненность и практически невозможность реализации интересов бизнеса в органах государственной власти «в обход» госкорпораций. То есть, GR-деятельность, скоординированная с «патроном» в виде государственной корпорации намного эффективнее, нежели одиночная инициатива пусть даже и целой отраслевой ассоциации.

Полагаю, сложившаяся тенденция верна, в силу того, что основная масса финансовых ресурсов и инструментов сосредоточена в руках госкомпаний, поэтому предпринимателям выгоднее выстраивать свою деятельность «в связке» с государством.

В зарубежных странах у бизнеса есть возможность защищать свои интересы индивидуально, но в данном случае особенности исторического и социально-экономического развития России, пока что, не позволяют на них равняться.

Gr-news: Да, но не стоит забывать, что Россия не так давно ступила на путь развития цивилизованного лоббизма, все еще впереди! В связи с этим вопрос: область взаимодействия бизнеса и власти, лоббизм достигли внушительных масштабов, но до сих пор не сформирована профильная правовая база, с чем это связано?

Барон А.Н.: Причину стоит искать в истории. Россия издавна находится на стыке европейской и азиатской цивилизаций, в связи с чем наличествует некая «серая область» взаимодействия бизнеса и власти. С каждым годом она, естественно, уменьшается. Государство уже не первый год разрабатывает такую концепцию закона о лоббизме, которая максимально органично впишется в Российские реалии. С учетом особенностей развития отношений бизнеса и власти – задача перед регулятором стоит непростая. Надеюсь, в ближайшем будущем будет сформирована должная нормативно-правовая база, которая станет надежным подспорьем в процессе развития взаимовыгодных и социально эффективных отношений между отечественным бизнес-сообществом и государственной властью.

 

Автор: Марышев Павел

Нет комментариев

Оставьте ответ