«Речь о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит», – описывал в начале июня президент Владимир Путин новую модель частных инвестиций в инфраструктуру. Очень, впрочем, похожую на обычные концессии, против которых выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), удивлялись тогда участники рынка.


Изобретать велосипед чиновникам пришлось после того, как ФАС предписала аннулировать конкурс на строительство дороги в Башкирии, который выиграл «Башкирдорстрой». ФАС утверждала, что концессия, в которой все расходы инвестора компенсирует государство, – это госзакупка. «Мы будем преследовать такие концессии, мы будем разрушать их через суды и будем стремиться к тому, чтобы эти имитаторы были наказаны», – грозил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Служба выиграла процесс в Арбитражном суде Москвы, после чего банки заморозили финансирование всем концессиям с платой концедента.

В понедельник рынок выдохнул: апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. Для инвесторов внесена ясность, в зоне риска было несколько концессионных соглашений, говорит замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Решение угрожало 40 проектам, включая «Платон», платную автодорогу Москва – Петербург и ЦКАД, рассказывали консультанты. ФАС примет решение об обжаловании в кассации после того, как суд представит полное решение, сообщил замруководителя службы Рачик Петросян.

Представитель «Башкирдорстроя» не ответил на вопросы «Ведомостей». Алексей Костоваров, советник «Линии права», представлявшей интересы комитета Башкирии по транспорту, надеется, что кассационный суд поддержит апелляцию. Суд внес определенность в вопрос, может ли государство полностью компенсировать расходы инвестора, поддерживает исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Особенно важно решение для регионов, где такие концессии зачастую единственная возможность обеспечить создание инфраструктуры, говорит старший юрист Hogan Lovells Константин Макаревич.

Но позиция ФАС по закону о концессиях остается прежней, предупреждает Петросян, в некоторых случаях концессионное соглашение со 100%-ной компенсацией из бюджета может быть оправданным – например, когда социально значимый объект нужен сейчас, а бюджетных средств пока нет. Нужно поправить закон так, чтобы государство могло компенсировать все расходы концессионера, но только после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, считает он.

«Сейчас, когда решение суда состоялось, рынок даже немного признателен ФАС», – говорит председатель совета директоров InfraONE Альберт Еганян: появится новый инструмент – инфраструктурная ипотека. Решение суда не отменяет проект по инфраструктурной ипотеке, только помогает ему, подтверждает федеральный чиновник. «Это все равно что сказать, что производство шин помешает производству машин», – иронизирует он.


 

Источник: «Известия»

Нет комментариев

Оставьте ответ